Новые требования к системам оповещения при террористических угрозах
Национальный стандарт ГОСТ Р 71934-2025 «Системы тревожной сигнализации. Системы оповещения при угрозе совершения или совершении террористического акта. Общие технические требования. Методы испытаний», вступивший в силу 1 марта 2025 года, — важный шаг в усилении защиты объектов и населения. Внедрение таких систем сталкивается с необходимостью решения ряда технических, организационных и ситуативных вопросов. Журнал RUБЕЖ совместно с экспертами провел анализ ключевых аспектов нового стандарта с учетом проблем совмещения систем оповещения при угрозе совершения теракта и систем управления эвакуацией.
Текст: RUBEZH Analytics, Александра Шеина
Разработка стандарта на системы оповещения при угрозе совершения или совершении террористического акта стала продолжением комплекса мероприятий по совершенствованию нормативно-технической базы в области противодействия терроризму. Его конечная цель — исключить предпосылки для возникновения технических вопросов у разработчиков систем, проектировщиков и собственников объектов.
- Как обеспечить однозначность технических формулировок в стандарте, чтобы исключить формальный подход к проектированию систем оповещения?
Стандарт должен обеспечить построение системы оповещения в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов без ограничений по ее дополнению. Система должна гарантированно сработать при инциденте, связанном с возникновением террористической угрозы.
В итоговом варианте стандарт позволяет решить ряд организационных вопросов, разрешая дополнение системы оповещения системой управления эвакуацией. В то же время, ввиду сложности разработки унифицированного шаблона алгоритма эвакуации при данном виде угроз, автоматизированное управление эвакуацией не вводится в стандарт в качестве обязательного.
Подтверждение технического соответствия систем оповещения требованиям нормативных правовых актов в данной области возможно при наличии однозначных технических формулировок, характеризующих системы и устройства в их составе. Поскольку национальный стандарт в технической области должен устанавливать однозначные нормы и содержать конкретные понятия и значения величин, при разработке ГОСТ Р 71934-2025 «Системы тревожной сигнализации. Системы оповещения при угрозе совершения или совершении террористического акта. Общие технические требования. Методы испытаний» были определены основные положения, выполнение которых позволит обеспечить соответствие систем оповещения действующим нормативным правовым актам и исключить формальный подход к построению таких систем на объектах.
Основная функциональная задача систем, являющихся объектом стандартизации, — оперативное оповещение людей. Решение о том, какими средствами это оповещение будет реализовано, должно принимать административное звено объекта, и стандарт не должен вносить для такого выбора избыточных ограничений. Оповещение может быть осуществлено как с использованием сложной радиоканальной системы со световыми указателями и персональными информаторами, так и при помощи простого звукоусилительного комплекса. Масштаб системы должен учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного объекта, например, площадь и этажность, уже имеющиеся системы, выделяемые на оснащение финансовые ресурсы.
Но, независимо от ограничивающих факторов, выполнение системой функциональных требований по трансляции речевой информации с обязательным контролем собственной работоспособности обеспечит своевременное оповещение людей и не будет зависеть от работы каких-либо других систем.
- Почему автоматизация управления эвакуацией становится неэффективной в условиях непредсказуемости террористической атаки и как это компенсировать?
Стандарт не ограничивает возможность дополнения систем оповещения модулями управления эвакуацией. Такое управление, помимо речевых указаний, может быть реализовано и через активацию световых модулей, и через персональные информаторы, например, для людей, имеющих физиологические ограничения. Однако уже при планировании алгоритма эвакуации на случай возможных террористических атак становится очевидной невозможность предсказания развития ситуации при возникновении такой угрозы.
Так, например, при локальном возгорании в общем случае имеется возможность автоматически определить границы опасной зоны и построить безопасные маршруты, исключающие прямую угрозу попадания эвакуирующихся людей в такую зону. При террористической атаке задача построения готовых безопасных маршрутов эвакуации требует анализа целого ряда факторов, в числе которых количество злоумышленников, места их проникновения на объект, скорость и направления перемещения по объекту, характер вооружения, уровень подготовки, общие намерения. Поэтому наличие на объекте возможности организовать безопасную эвакуацию людей в автоматизированном режиме является крайне важным дополнением к речевому оповещению о возникновении угрозы. Но даже при отсутствии такой возможности грамотно и своевременно примененная система оповещения позволит сэкономить драгоценные секунды для принятия правильного и взвешенного решения в критической ситуации.
- Как организовать одновременную работу системы оповещения о террористической угрозе и системы пожарной сигнализации без ущерба для их функциональности?
В рассматриваемом стандарте основной акцент сделан на технической реализации функции оперативного и гарантированного доведения до людей на объекте информации о факте планирующегося или совершающегося нападения для максимально быстрого принятия решения о наиболее безопасном варианте спасения себя и окружающих. Данная задача может быть решена только при выполнении требований по функциональной автономности системы оповещения — когда никакие другие системы и устройства не могут повлиять на режимы работы всей системы и отдельных устройств в ее составе. В то же время требования о безусловном приоритете срабатывания систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре создают предпосылки для функциональной и организационной коллизии при одновременной работе обеих систем оповещения. Такая ситуация может возникнуть при активации ручного пожарного извещателя на объекте в ходе террористической атаки при проведении оповещения о совершающейся террористической атаке. Исходя из действующих положений нормативных правовых актов и соответствующих функциональных требований, обе системы должны быть запущены. И, соответственно, должна одновременно транслироваться информация о необходимости эвакуации при пожаре и действиях при террористической атаке. Очевидно, что в ряде случаев алгоритмы действий для обеих угроз могут противоречить друг другу, что создает предпосылки для неопределенности действий и паники.
- Какие механизмы позволят администрации объекта оперативно идентифицировать угрозу и выбрать адекватные меры реагирования?
Соответствие системы оповещения требованиям рассматриваемого национального стандарта позволяет реализовать на объекте инструмент, призванный упредить угрозу жизни и здоровью людей. Однако эффективность такого инструмента всецело зависит от установленных административных алгоритмов— информированности и навыках персонала, порядка определения фактического характера угрозы и мер реагирования на нее. Поэтому методическая работа по правильной интерпретации и отработке действий персоналом при поступлении сигналов оповещения позволит исключить панику и беспорядочные действия даже при описанной выше одновременной работе двух систем оповещения. Стандарт же, в свою очередь, позволит обеспечить технические гарантии своевременного доведения информации посредством систем оповещения.
Подводя итог проведенному анализу, можно выделить следующие основные аспекты:
- рассматриваемый национальный стандарт устанавливает принципы технической реализации требований действующих нормативных правовых актов в области противодействия террористическим угрозам;
- стандарт призван установить единый технический язык в отношении систем оповещения при угрозе совершения или совершении террористического акта, что позволит согласовать терминологию и функциональные возможности систем, отраженные в технической, проектной и эксплуатационной документации;
- стандарт не вносит ограничений на принципы реализации систем оповещения на конкретных объектах при условии выполнения основных функциональных требований.
А в качестве итоговой и ключевой цели стандарта можно определить задачу сохранения жизни и здоровья людей путем создания информационных и организационных препятствий угрозам террористического характера.
Фото - freepik.com
