21 мая 2021 года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение законопроект «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории РФ», который неформально назвали о «приземлении зарубежных BigTech-компаний». Текст документа опубликован на сайте нижней палаты российского парламента.
Документ будет действовать в отношении IT-компаний, чья ежесуточная аудитория в России превышает 0,5 млн чел.
К ним будут предъявляться следующие требования:
1. Создание на территории России филиала, представительства или уполномоченное юрлицо;
2. Регистрация личного кабинета на сайте Роскомнадзора;
3. Размещение на своём ресурсе электронной формы для обратной связи с российскими гражданами и организациями.
Кроме того, документом предусмотрены меры понуждения, которые экономически будут стимулировать IT-гигантов к «приземлению» и соблюдению российского законодательства:
- информирование пользователей о нарушении ресурсом российских законов;
- запрет размещения рекламы на ресурсе, а также рекламы самого ресурса у сторонних рекламодателей;
- ограничение платежей и переводов денежных средств;
- запрет на поисковую выдачу;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- замедление трафика или блокировка ресурса.
28 мая 2021 года комитет Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи рассмотрит документ для подготовки его к первому чтению. Планируется начать предварительное обсуждение законопроекта с участием заинтересованных компаний. В частности, в адрес не менее 20 IT-гигантов, потенциально подпадающих под требование законопроекта (ежедневная интернет-аудитория в РФ +0,5 млн. пользователей). В их числе:
Соцсети: Facebook, Instagram, TikTok, Twitter.
Видеохостинги: YouTube, Twitch.tv.
Мессенджеры/почтовые сервисы: WhatsApp, Telegram, Viber, Gmail.
Поисковики: Google, Bing.com.
Провайдеры хостинга: Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy.
Онлайн-торговля: Aliexpress.com, Ikea.com, Iherb.com
А также - Wikipedia.org.
По словам председателя комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, сейчас крупные интернет-ресурсы не реагируют на требования Роскомнадзора и не удаляют запрещённые российским законодательством контент.
Депутат Госдумы подчеркнул, что только Google и Facebook в прошлом году заработали в России на рекламе не менее 100 млрд рублей, т.е. 1,5 млрд долларов.
Есть перед глазами примеры других стран. Турция, Австралия, сейчас и Индия где IT_гиганты вынуждены были пойти на уступки, и согласиться с требованиями местных законов, хотя изначально также демонстративно говорили, что они никогда ни за что под это не подстроятся. Поэтому я надеюсь на то, что иностранные IT-гиганты нас услышат,
- отметил Александр Хинштейн.
Фото — pexels.com