Оснащение объекта транспортной инфраструктуры возлагается на подразделение транспортной безопасности
О проблемах при подготовке заявки на участие в конкурсных процедурах в подразделении транспортной безопасности журналу RUБЕЖ рассказала эксперт ООО «ГРАНД-С» Светлана Ильязова.
Подразделения транспортной безопасности, в своей хозяйственной деятельности, а именно при подготовке заявки на участие в конкурсных процедурах в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, нередко сталкиваются с позицией государственного заказчика о том, что, оснащение объекта транспортной инфраструктуры дополнительными средствами досмотра возлагается исключительно на подразделение транспортной безопасности, как исполнителя в государственном контракте.
При этом заказчики ссылаются на то, что обязанность ПТБ оснащать объекты транспортной инфраструктуры дополнительными средствами досмотра предусмотрены планом обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Федеральным агентством, отвечающим за конкретный вид транспорта.
В то же время, по своей правовой природе план обеспечения транспортной безопасности не содержит и не должен содержать сведения, на кого именно возлагается обязанность по оснащению объекта транспортной инфраструктуры дополнительными средствами досмотра.
Более того, в современном российском законодательстве, регулирующим вопросы в сфере транспортной безопасности законодателем четко разграничены права субъекта транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности.
Так, согласно ст. 1 п. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ, субъектами транспортной инфраструктуры являются — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ст. 1 п. 7 подразделениями транспортной безопасности являются- осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Как видим, законодательством дана точная формулировка, как субъекта транспортной безопасности, в рассматриваемом случае в разрезе государственного контракта — заказчика услуг обеспечения транспортной безопасности и подразделения транспортной безопасности, исполнителя в государственном контракте по оказанию услуг обеспечения транспортной безопасности.
20 декабря 2020 года Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства".
Данным Постановлением регулируется деятельность исполнителя, в качестве подразделения транспортной безопасности, в том числе, требования к наименованию и наличию у Исполнителя дополнительных средств досмотра.
Согласно п. 7 данного Постановления:
- Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
3) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее — план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя:
работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее — зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее — критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
Данный список средств досмотра (переносные средства видеонаблюдения, ручные средства досмотра (металлодетекторы, газоанализаторы паров взрывчатых веществ); которыми должны быть оснащены работники исполнителя, установленный в п. 7 ПП 2201 является исчерпывающим.
Ни одним нормативным актом Российской Федерации не установлена обязанность исполнителя оснастить объект транспортной инфраструктуры дополнительными средствами досмотра.
К сожалению, данной позиции, а именно правомерности возложения обязанности на подразделения транспортной безопасности по оснащению объекта транспортной инфраструктуры дополнительными средствами досмотра при оказании услуг подразделениями транспортной безопасности придерживается и Управления Федеральной антимонопольная служба регионов, где осуществляются закупки услуг подразделений транспортной безопасности.
При рассмотрении жалоб на положения документации в части необоснованности возложения обязанности по оснащению дополнительными средствами досмотра объект транспортной инфраструктуры на подразделения транспортной безопасности, УФАС подходит формально, учитывая специфику рассматриваемого вопроса и не имея в составе членов комиссии специалистов в сфере транспортной безопасности и, по сути, не вникая в доводы заявителей отказывает в удовлетворении жалобы. Каких-либо аргументов в пользу того, что заказчик имеет право по возложению данной обязанности на исполнителя в своих решениях не приводит.
В то же время игнорирование субъектами транспортной инфраструктуры требований законодательства, и аргументируя это отчасти отсутствием финансирования объекта транспортной инфраструктуры быть не должно, ведь закон обязателен для всех, не должно быть выборочное исполнение законодательства, зависящее от внутренней политики конкретного субъекта транспортной инфраструктуры.