Для здоровой конкуренции и экономики государства необходимо минимизировать риски возникновения искусственных монополий
Свободный, честный и конкурентный бизнес является основой развития любой государственной экономики. Бизнес предоставляет рабочие места, платит налоги в бюджет государства, что создает дополнительные денежные потоки для экономики страны. В целом роль бизнеса для поддержки экономики государства сложно переоценить. Все развитые страны, включая Российскую Федерацию стараются разрабатывать системы стимулирования развития бизнеса и поддержки предпринимателей, особенно вновь созданных юридических лиц, которые в силу внутренних экономических факторов находятся на начальной ступени как развития, так и получения прибыли.
О проблемах современного бизнеса рассказала журналу RUБЕЖ эксперт ООО «Гранд-с» Светлана Ильязова .
Бизнес – это всегда не только большие возможности, но и большие риски. Особенно на старте. Практически все начинающие предприниматели на старте воплощения своей бизнес идеи не имеют существенных финансовых возможностей для ее реализации и именно с целью стимулирования развития бизнеса государством оказывается помощь, как в виде различных субсидий и грантов, так и в виде иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предоставления различных возможностей вновь созданному юридическому лицу для реализации задач, с целью которых юридическое лицо осуществляет государственную регистрацию.
Все меры поддержки регулируются Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего бизнеса на территории РФ».
В то же время, если мы обратим внимание на Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 февраля 2020 года N 789 об утверждении методических рекомендаций по определению численности работников, необходимой для получения юридическому лицу аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, из которого следует, что численность аттестованных работников, необходимых юридическому лицу для получения аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта должен составлять не менее 80 единиц сотрудников.
Возникает вопрос – каким образом, вновь созданное юридическое лицо может иметь финансовые ресурсы для заключения трудовых договоров с минимум 80 единицами аттестованных квалифицированных сотрудников, с учетом того что до момента получения аккредитации в качестве ПТБ данное юридическое лицо не имеет полномочий на оказание услуг в качестве ПТБ в связи с отсутствием данной аккредитации.
Так, согласно п. 13. Приказа Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2015 года N 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» - Компетентный орган принимает решение о выдаче свидетельства об аккредитации (переоформлении, продлении срока действия) либо об отказе в его выдаче (переоформлении, продлении срока действия) и уведомляет организацию о принятом решении в срок, не превышающий 60 дней с даты принятия заявления.
То есть, юридическое лицо, желающее получить аккредитацию в качестве ПТБ в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта должно кроме финансовых затрат на открытие самого юридического лица, в течении 60 календарных дней выплачивать заработную плату 80 единицам аттестованных сотрудников, не смотря на то что никакой деятельности в качестве ПТБ на протяжении минимум 60 календарных дней оно вести не будет.
Далее, даже если допустить что вновь созданное ПТБ в течение 60 календарных дней выплачивало заработную плату своим аттестованным сотрудникам, не ведя при этом деятельность, для целей которых оно создано и целей, на которые с данными сотрудниками были заключены трудовые договора, факт заключения государственного контракта на оказание услуг ПТБ все еще очень далек.
Так, согласно Федеральному закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
Объекты транспортной инфраструктуры в рассматриваемом случае — это объекты, находящиеся либо в собственности, либо в хозяйственном ведении государства.
Право на заключение государственного контракта на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры, находящейся в собственности государства проводится исключительно в рамках конкурсных процедур, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сроком государственной закупки на право заключения государственного контракта на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры является срок не менее одного календарного месяца.
Таким образом, в итоге, ПТБ может извлечь прибыль, которая необходима для оплаты заработной платы аттестованным сотрудникам минимум по истечении 120 календарных дней, то есть до момента получения оплаты услуг за первый календарный месяц оказания услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Вновь созданное юридическое лицо в большинстве случаев не может иметь финансовых ресурсов даже для оплаты заработной платы аттестованным сотрудникам в количестве 80 единиц на протяжении 4 календарных месяцев. Зарплатный фонд в таких случаях должен составлять десятки миллионов рублей это, не считая затрат на оборудование ПТБ средствами защиты и досмотра, а также иные обязательные расходы юридического лица по аренде офиса, оплате налогов и взносов и иные обязательные затраты.
Целесообразность таких требований Федерального дорожного агентства по численности аккредитованных сотрудников для получения аккредитации в качестве ПТБ в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта ставится под сомнение и, в том числе, учитывая Приказ от 25 июня 2020 г. N 62 Федерального агентства морского и речного транспорта «Об утверждении методических рекомендаций по определению количества работников, необходимых юридическому лицу при прохождении процедуры аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта» согласно которому, юридическому лицу, для прохождения процедуры аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта достаточно иметь 30,8 единиц аккредитованных сотрудников, что практически в три раза меньше аналогичных требований к аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
И, даже учитывая, что Приказом от 25 июня 2020 г. № 62 были утверждены минимальные требования к численности аккредитованных сотрудников необходимых юридическому лицу при прохождении процедуры аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере морского и внутреннего водного транспорта он, по требованию Прокуратуры РФ, Приказом Федерального агентства Морского и речного транспорта от 25 сентября 2020 года N 93 был отменен.
Резюмируя вышесказанное, установление требований к численности аттестованных сотрудников для получения аккредитации в качестве ПТБ в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в количестве 80 единиц технически ничем не обосновано и приводит к излишней экономической нагрузке на субъектов малого и среднего предпринимательства, и, в итоге, может привести к отсутствию конкуренции в данной отрасли и, как результат — слабая конкуренция будет сопровождается более высокими ценами и издержками, и, как следствие, дополнительная финансовая нагрузка будет возложена на бюджет государства, который формируется из налогов и сборов физических и юридических лиц.
Таким образом, для здоровой конкуренции и экономики государства необходимо минимизировать риски возникновения искусственных монополий, к риску возникновения которых могут привести требования, изложенные в методических рекомендациях, утвержденных Федеральным дорожным агентством от 14 февраля 2020 года N 789 по определению численности работников, необходимой для получения юридическому лицу аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.