Первый в России Центр компетенций по цифровой трансформации ЖКХ создал «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, дивизион Госкорпорации «Росатом»). Он призван более эффективно встраивать цифровые решения в системы управления коммунальным предприятием, обеспечит соответствующее обучение сотрудников, будет помогать предприятиям коммунальной сферы с развитием необходимых компетенций и в дальнейшей цифровизации.
О создании центра в рамках конференции «Умный город. Как выглядит настоящее» рассказал директор проектного офиса «Цифровое ресурсоснабжение» РИР Игорь Чернов 24 февраля 2021 года. По его словам, центр будет работать, как на нужды предприятий компании, так и для внешних заказчиков.
Энергетика и ЖКХ очень консервативные отрасли. И сегодня мы видим проблему в том числе в том, что даже внедренные цифровые решения либо используется не полностью, либо не используются вообще. Это происходит потому что, что у людей на местах нет полного понимания как эти новшества помогут в их работе и они продолжают работать как привыкли. Поэтому нашу задачу мы видим в том, чтобы не просто внедрить какие-то цифровые модули, но и обучить людей, совместно с ними сделать так, чтобы все решения были востребованы. В конечном итоге лучшая система та – которой пользуются,
- отметил Игорь Чернов.
В настоящее время РИР реализует в Глазове (Республика Удмуртия) проект «Цифровой водоканал». Цифровизация поможет повысить надежность водоснабжения городского водоканального комплекса, сократит количество аварийных ситуаций, а также сделает процесс управления производством прозрачным и эффективным. Чтобы система с самого начала соответствовала практике, специалисты РИР и сотрудники водоканала вместе устанавливали приборы, отлаживали инфраструктуру, разрабатывали модули.
Сейчас инженеры, начальники участков, программисты и специалисты по автоматизированным системам управления тестируют работу модулей, высказывают свои предложения и замечания. Всего в рамках проекта созданы четыре малых диспетчерских пункта и один большой, где будет сводиться вся информация из системы. Самые первые результаты использования уже есть: режимы работы оборудования и перемещения бригад стали видны онлайн, объем данных, на основании которых можно принимать решения об изменениях, постепенно накапливается.
У нас есть методика оценки цифровой зрелости предприятия ЖКХ и типовые проекты по ее повышению. Наши специалисты создают информационные модули вместе с сотрудниками предприятия и потом помогают в освоении новых инструментов. Существует специально разработанная система обучения персонала и практический опыт внедрения,
- сказал Игорь Чернов.
Справочно:
«Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) – «Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион Госкорпорации «Росатом», разработчик цифровых решений и отраслевой интегратор по направлениям «Умный город», «Централизация систем ресурсоснабжения», «Чистая вода». Компания управляет неатомной генерацией Госкорпорации «Росатом», реализует проекты по цифровизации муниципального и регионального управления, модернизации ресурсоснабжения, развития городской среды. «Цифровой водоканал» – разработанная компанией «РИР» система повышения эффективности городских водоканалов. Она состоит из трех компонентов: инфраструктура для сбора и передачи данных, SCADA-система, куда они поступают и обрабатываются, программные модули.
Модуль «Анализ балансов» собирает сведения об объеме поднятой и отпущенной потребителям воды, сопоставление этих данных позволяет выявить и локализовать потери, чтобы оперативно устранить их причины (аварии, манипуляции со счетчиками, незаконные врезки и др.)
Модуль «Анализ режимов» собирает данные по давлению, КПД и удельному расходу электроэнергии на кубометр воды и позволяет, задавая и корректируя параметры, поддерживать оптимальный режим работы насосов, избегая перерасхода электроэнергии. Данные собираются в режиме реального времени, поэтому при аварийном падении давления и других нештатных ситуациях сотрудники водоканала сразу узнают о проблемах и быстрее устраняют их.
Модуль «Заявки» помогает контролировать аварийные и планово-предупредительные работы с учетом имеющихся сотрудников и техники. В электронных заявках видно, кто и как долго выполняет заявку, когда она была заведена, какие материалы и техника понадобились, где находится техника – можно посчитать время и себестоимость выполнения каждой заявки. Анализ истории вызовов, особенно повторных, дает понимание, что мешает эффективности ремонтов, каких ресурсов не хватает.
Модуль «Обходчик-контролер» выстраивает точное расписание работы мастеров по заявкам. Обходчики получают задание на служебный телефон или планшет и едут сразу на объект. В заявку сразу подгружаются данные по абоненту и его счетчикам воды, телефон интегрирован с мобильным принтером. Другая функция модуля – контроль за персоналом, в том числе геолокационный.
Модуль «Центральная панель» дает главе компании или собственнику статистику по всему предприятию: динамику инцидентов, исполнение инвестпрограммы, количество аварий в определенный период, платежи и др.
Фото — pexels.com