Союз транспортников России (СТР) отмечает в 2018 году свой 15-летний юбилей. Созданный в целях консолидации деятельности союзов, ассоциаций предприятий и организаций транспортной отрасли и обеспечения равноправного партнерства на рынке транспортных услуг, СТР сегодня координирует деятельность и представляет общие интересы транспортных предприятий и организаций всех регионов России в государственных органах и международных организациях.
Союз транспортников России объединяет практически все отрасли транспортной деятельности: автомобильный, водный, авиационный, железнодорожный, морской и речной транспорт, дорожное хозяйство, транспортно-экспедиторскую деятельность, подготовка кадров, лизинговые системы, а также страхование и отраслевые средства массовой информации.
СТР активно сотрудничает с национальными, международными и иностранными организациями, объединениями и союзами транспортников в целях разработки предложений и рекомендаций, направленных на развитие и повышение эффективности перевозок различными видами транспорта, способствует координации их деятельности. Готовит и проводит отраслевые конгрессы и форумы, семинары и «круглые столы».
Консолидация транспортного бизнеса на площадке Союза транспортников России способствует более эффективному поиску и принятию решений отраслевых и общетранспортных проблем в интересах многочисленных организаций и предприятий транспортно-дорожного комплекса.
История формирования СТР многогранна и интересна.
Зарубежный опыт показал, что в отличие от плановой экономики в рыночных условиях предприятия работают самостоятельно, органы власти не несут ответственность за производственную деятельность. Поэтому для продвижения интересов хозяйствующих субъектов необходимо было создать союзы и ассоциации по видам транспортной деятельности, которые бы от имени своих членов представляли и отстаивали потребности предприятий.
В России создание крупных отраслевых союзов и ассоциаций российского масштаба, объединяющих отдельно виды транспорта: авиацию, автомобильный транспорт, автомобильные дороги, железнодорожный, речной, морской транспорт, и транспортной деятельности: экспедирование, логистику и другие сектора транспортного комплекса завершилось с участием Минтранса России к 1996 году. Мониторинг работы союзов со временем показал, что часть проблем, особенно общетранспортного характера, требующих решения в самых высоких инстанциях, несмотря на авторитет лидеров и мощность того или иного отраслевого союза, реализовать не удается.
Именно этот анализ и выводы привели к необходимости объединения потенциальных возможностей всех союзов и ассоциаций в единый транспортный союз, что и было сделано в 2003 году по инициативе Президента СТР В.Б.Ефимова совместно с учредителями: Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (Сухин Ю.С.); Ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве (Малов А.С.); Ассоциацией «Промжелдортранс» (Кукушкин А. И.); Союзом российских судовладельцев (Романовский М.А.); Межотраслевым союзом транспортников и предпринимателей (Гурков Р.М.).
В настоящее время в состав СТР входят 44 союза, ассоциации и системообразующих предприятия. Союз объединяет несколько миллионов работающих во всех сферах транспортной деятельности. В течение последних 5-7 лет СТР стал мощной и авторитетной организацией.
Авторитет СТР позволил организовать три встречи с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.
В течение последних пяти лет Президентом РФ было проведено 19 рабочих встреч и 6 заседаний Президиума Государственного совета, по итогам которых были даны порядка 250 поручений, инициатором многих из них и активным участником формирования принятых решений был Союз транспортников России. Например, в 2011 году Владимир Владимирович Путин поддержал предложение СТР и поручил разработать комплексный план развития Северного морского пути, и сейчас идет активная работа в этом направлении. Также Президентом Российской Федерации было поддержано предложение СТР о развитии региональных и местных авиаперевозок. Союз выступает за то, чтобы промышленность начала выпускать самолет до 50-20 мест, а так же типа Ан-2, способный взлетать и приземляться на грунтовые аэродромы, с новым экономичным двигателем, совершенной системой управления, выполненный из современных материалов, и предназначенный для эксплуатации в санитарной авиации, сельском хозяйстве, для перевозки пассажиров внутри субъектов РФ.
Два заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации были посвящены проблемам автомобильного транспорта, в ходе которых были даны системные поручения как по безопасности дорожного движения (г. Ярославль, 2016), так и по комплексному развитию региональных пассажирских перевозок, в том числе социальных перевозок на селе (г. Ульяновск, 2017).
На заседании Президиума Госсовета Российской Федерации в Волгограде (2016), где обсуждались вопросы развития внутренних водных путей страны (далее – ВВП), был сделан акцент на необходимость устранения инфраструктурных ограничений и лимитирующих участков на ВВП, достижения сбалансированности перевозок разными видами транспорта, обновления речного флота, применения современных навигационных технологий, что позволит не только повысить эффективность использования водных путей, но и в полной мере обеспечить безопасность судоходства. Строительство новых гидротехнических сооружений, прежде всего Нижегородского низконапорного гидроузла и Багаевского низконапорного гидроузла, повысит пропускную способность рек, особенно в европейской части страны.
Принято решение о строительстве двух комфортабельных круизных лайнеров: на судоверфи в Астрахани, предназначенного для акватории Чёрного моря и Каспия, и на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде для использования на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом с выходом в Черноморский регион.
Воссоздана система дорожных фондов (федерального, региональных и местных), благодаря чему за последние годы почти вдвое увеличилось финансирование строительства и реконструкции дорог.
Президент Российской Федерации также дал поручения по ряду федеральных законов, касающихся экспедирования, транзита, авиации и других.
Авторитет Союза позволил вывести на новый уровень взаимоотношения с Минтрансом России. Был создан ряд Координационных советов, куда входят на
паритетных началах представители министерства и члены СТР. Дискуссии на заседаниях этих советов позволяют принимать выверенные решения, а на площадке Государственной Думы дорабатывать поступающие законопроекты.
Наличие высококвалифицированных профессионалов позволило Союзу разработать в 2007 году концептуальные подходы к формированию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, на базе которой была подготовлена Стратегия, утвержденная Правительством Российской Федерации в 2008 году.
Союз на экспертном уровне активно участвует в работе высшего законодательного органа страны – Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству возглавляет Москвичев Евгений Сергеевич - президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, которая входит в состав СТР. Президент СТР Ефимов Виталий Борисович является Первым заместителем Председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству. В законодательной работе участвуют члены Экспертного совета по транспорту, который включает 9 секций. Каждое из направлений специализируется на определенных видах транспорта или видах деятельности. Руководители секций согласно регламенту – депутаты, их заместителями являются руководители отраслевых союзов, профессионалы в той или иной области. Таким образом, транспортное сообщество получило прямой механизм влияния на создание нормативной правовой базы.
Итоги работы за 15 лет формируют задачу на будущее - сохранить Союз такой же авторитетной и мощной организацией. Для этого предстоит выполнить огромный объем работы. Сегодня бизнес отделен от государства. СТР должен защищать интересы транспортного предпринимательства, и вместе с тем, члены Союза обязаны блюсти и государственные интересы. От этой работы зависит будущее Союза, нацеленное на повышение эффективности работы транспорта в целом, снижение аварийности, увеличение прибыли, рост заработной платы. Для этого необходимо внедрять современные системы управления, соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать работникам транспортной отрасли не только комфортные условия труда, но и отдыха, возможности для полноценного поддержания и восстановления здоровья.
Союз транспортников России выступает за то, чтобы труд транспортников достойно оплачивался, чтобы в отрасль пришли настоящие профессионалы, чтобы каждому виду транспорта, каждому подразделению дать возможность раскрыть свой потенциал на благо нашей России.
Президент России на Всероссийском съезде транспортников «Взаимодействие власти и бизнеса по выполнению поручений Президента Российской Федерации и новым инициативам по развитию транспортного комплекса» 5 марта 2018 года, выступая перед работниками транспортной отрасли страны, высоко оценил деятельность Союза транспортников России.