34% эпизодов, связанных с риском для информационной безопасности предприятий и организаций, происходят по вине руководителей разного уровня, включая топ-менеджеров. Вероятно, отрицательный пример оказывается заразительным для линейных сотрудников, которые оказываются виноваты в 65,7% случаев утечек. Самыми ответственными при работе с данными компании оказываются сторонние подрядчики, на их счету всего 0,3% подобных событий. Эта и другая информация была получена специалистами «Инфосекьюрити» (входит в группу компаний Softline) в рамках анализа нарушений в области информационной безопасности среди своих заказчиков с использованием обезличенных данных с DLP-систем.
Чаще всего конфиденциальная информация покидает периметр компании в виде распечаток (35% случаев). Этот тип утечек опасен еще и потому, что, как правило, используется сотрудниками с умыслом. И если сотрудник, отправляющий в сообщении электронной почты секретный документ, обычно не замышляет ничего плохого, а всего лишь хочет поработать с ним в выходной или в командировке, то коммерческая информация в напечатанном виде, а если ещё и в большом количестве, то это практически всегда попытка в прямом смысле вынести важные данные за пределы организации. Тут важна скорость реакции офицера ИБ, который должен успеть обработать событие и пресечь попытку кражи информации.
Вот наиболее популярные причины умышленного нарушения режима конфиденциальности, и варианты возможных решений.
Проблема |
Решение |
«Собирался перейти в другую компанию, и поэтому решил забрать свои наработки (клиенты / код ПО / документы), которые я делал, ведь их делал я, а значит они мои» |
Своевременно выявить группы риска; осуществить превентивные блокировки; ознакомить сотрудников с положением о коммерческой тайне под подпись. |
«У меня свой бизнес, поэтому я посмотрел движения по счетам моих конкурентов, чтобы найти с кем они работают, и решил направить себе на почту» |
Составить досье на сотрудника-«бизнесмена», поставить его на особый контроль |
«Поменял данные в программе, чтобы вывести средства, естественно не под своей учетной записью» |
Контроль передачи аутентификационных данных. |
«Хотел помочь конкуренту выиграть конкурс и был мотивирован им (получил взятку, ожидал обещанного приглашения на работу, хотел помочь старому товарищу, работающему у конкурента, и т.д.)» |
Контроль критичных процессов в компании, связанных с получением прибыли |
На втором месте – утечки через электронную почту, когда важные документы пересылаются на личный электронный адрес сотрудника. Почти 28% информации выносится за пределы организаций на USB-накопителях и других типах внешних носителей. Минимальное число инцидентов - лишь 5% от обнаруженных – связаны с утечками через веб, например при выкладывании важных файлов на общедоступные облачные хранилища.
Далее представлены наиболее популярные обоснования своих действий сотрудниками, которые нарушили правила ИБ без злого умысла, а также возможные способы предотвращения в дальнейшем таких нарушений.
Причина |
Решение |
«Не успел на работе доделать, поэтому отправил себе на внешнюю личную почту, чтобы поработать дома/в командировке» |
Организовать защищенный удаленный доступ (VPN) к корпоративным данным |
«Распечатал базу данных клиентов, потому что, мне так удобнее их обзванивать» |
Изменить бизнес-процесс, сделать его удобным |
«Зависло приложение, а клиент злой был, поэтому я передал свои логин и пароль коллеге, чтобы она провела операцию побыстрее» |
Оптимизировать работу ПО |
«Я загрузил результаты аудита компании в Интернет, чтобы склеить нескольких страниц в один документ в формате PDF» |
Установить приложение для работы с PDF |
«Если умышленные нарушения – это работа для корпоративных отделов собственной безопасности, то случайные утечки – пища для размышления для высших менеджеров и руководителей среднего звена. Правильная их интерпретация помогает понять операционные проблемы, которые есть в компании, и предпринять соответствующие действия для их устранения. Например, если обнаружилось, что сотрудники регулярно заходят в свои аккаунты в CRM-системе с компьютеров коллег по причине сбоев в работе оборудования, имеет смысл задуматься о закупке более мощного «железа» или быстрого ПО. А если документы регулярно отправляются на личную почту, чтобы поработать с ними из дома, лучше обеспечить своим сотрудникам безопасный удаленный доступ к рабочим данным и приложениям. Это позволит в полном объеме распространить на этот доступ политики информационной безопасности, принятые в конкретной организации», - говорит Михаил Годжаев, руководитель направления блока DLP компании «Инфосекьюрити».
Данный срез умышленных и случайных нарушений получен в рамках функционирования специализированного сервиса аналитики информации, получаемой с DLP, который предоставляет «Инфосекьюрити». Он объединяет в себе мониторинг утечек, нарушений регламентов и правил, помощь в сборе свидетельств инцидентов, а также поиск этих свидетельств среди собранных DLP-системой неструктурированных данных. Операционную поддержку сервису оказывает специализированный отдел из 11 аналитиков, которые работают практически со всеми DLP-системами, которые есть на российском рынке.
Cледите за новостями компании:
Twitter: https://twitter.com/Softlinegroup
Facebook: https://www.facebook.com/SoftlineCompany
_____________________________
О компании Softline
Компания Softline помогает осуществить цифровую трансформацию бизнеса своим клиентам по всему миру и является для них доверенным партнёром и надёжным поставщиком передовых информационных технологий и средств кибербезопасности.
Softline ведет бизнес в Восточной Европе и Центральной Азии, Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии – всего в более чем 50-ти странах. Партнерские отношения в рамках альянсов с глобальными ИТ-поставщиками позволяют Softline использовать лучшие практики и наращивать опыт для реализации комплексных проектов на пяти континентах. В 2017 финансовом году выручка группы компаний Softline составила $1,19 млрд.
Более подробную информацию о компании Softline можно получить на сайтах: https://softline.com/ и https://softline.ru/.