Законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре был принят депутатами Государственной думы РФ в первом чтении.
Как сообщает «Коммерстант», законопроект определяет органы государственного и муниципального контроля и надзора, устанавливает закрытый перечень видов контрольно-надзорной деятельности и вводит в надзорных ведомствах систему управления рисками. Для каждого из видов контроля должен быть разработан административный регламент, определяющий обязательные требования и порядок проведения контрольных мероприятий, включая те, что не требуют взаимодействия с поднадзорным субъектом. Законопроект также закрепляет практику использования проверочных листов — открытого перечня контрольных вопросов, которые инспектор обязан будет использовать в ходе проверки и которыми бизнес может воспользоваться для самообследования.
В рамках риск-ориентированного подхода предполагается разделить все поднадзорные субъекты на шесть категорий в зависимости от степени потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан и добросовестности соблюдения законодательства и освободить предприятия с низким риском от плановых проверок. Документ также устанавливает новые критерии для оценки эффективности КНД: в рамках декларируемого отхода от «палочной системы» предполагается привязать ее не к количеству проверок, а к динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.
Предполагается, что следующим этапом оформления законодательных рамок реформы должно стать внесение поправок в КоАП, позволяющих выносить предупреждения вместо штрафов и устанавливать соразмерность последних размеру предприятия и степени угрозы. Правительство по поручению президента разрабатывает законопроект об ограничении количества внеплановых проверок долей в 30% от числа плановых и расширении полномочий прокуратуры по их согласованию. Кроме того, уже подготовленный Минэкономики законопроект должен установить пять базовых режимов разрешительной деятельности. Для сравнения сейчас их более пятисот.