Константин Попов
Заместитель генерального директора по безопасности АО «Международный аэропорт Шереметьево»
С началом специальной военной операции на Украине существенно увеличилось количество анонимных сообщений, поступающих как службам аэропорта «Шереметьево», так и другим авиакомпаниям, об угрозах совершения АНВ, в том числе с использованием БПЛА. Это потребовало создать систему защиты объектов транспортной инфраструктуры от беспилотников, включающую в себя анализ и оценку уязвимости объекта, разработку локальных документов, подготовку работников, установку устройств для обнаружения и пресечения полетов дронов.
От киберугроз до БПЛА
На данный момент в АО «Международный аэропорт Шереметьево» реализуется многоэтапный проект по созданию системы обнаружения и противодействия беспилотным гражданским воздушным судам. Основная задача создаваемой системы — защита объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных угроз совершения АНВ с использованием беспилотников.
Биометрия и ИИ повышают качество досмотра
На первый взгляд может показаться, что эти два аспекта — безопасность и скорость обслуживания — противоречат друг другу. Стремление ускорить процесс может негативно сказаться на его качестве, а желание предоставить идеальный сервис может привести к увеличению времени ожидания.
Баланс между скоростью обслуживания и качеством оказываемых услуг, в том числе качеством досмотра, можно найти. И сделать это необходимо за счет внедрения современных технологий — искусственного интеллекта на различных этапах обслуживания пассажиров, грузов и багажа, биометрической аутентификации.
Специалисты по обеспечению безопасности в аэропортах решают еще одну ключевую проблему: как снизить уровень риска в условиях увеличения пассажиропотока?
На помощь приходят высокотехнологичные решения — системы видеонаблюдения и контроля управления доступом. Данные, полученные с видеокамер и СКУД, отчеты по инцидентам используют не только для получения полной ситуационной картины на объекте. Их используют и для прогнозирования рисков возникновения нештатных ситуаций, внесения изменений в маршруты патрулирования сил обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время мы стоим на пути внедрения искусственного интеллекта в систему обеспечения транспортной безопасности.
Однако, кроме современных технологий, есть еще один фактор, который позволяет обеспечивать высокий уровень безопасности «Шереметьево». Это совместная работа аэропорта, правоохранительных органов, авиакомпаний, предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории авиагавани, органов местного самоуправления.
В АО «МАШ» разработан обязательный для исполнения план «По урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность международного аэропорта Шереметьево». Документ устанавливает правила, процедуры и определяет порядок организации взаимодействия структурных подразделений аэропорта, операторов и владельцев объектов инфраструктуры воздушной гавани, авиапредприятий и подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Особая роль в выработке навыков управления силами и средствами при возникновении нештатной ситуации, отработке слаживания действий сил и средств отведена комплексным учениям и специальным тренировкам. В них участвуют не только работники АО «МАШ» и работники АО «Шереметьево Безопасность», но и персонал наземных служб аэропорта, сотрудники государственных надзорных и правоохранительных органов, авиаперевозчики и другие организации, осуществляющие деятельность на территории международного аэропорта.
Отдельно отмечу, что для реализации мер по противодействию угрозам совершения диверсионно-террористических актов охрану периметра «Шереметьево» по договору осуществляет ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». Организация наделена, согласно п.10 ст.11 ФЗ №77 «О ведомственной охране», полномочиями по пресечению функционирования беспилотных воздушных судов, в том числе с помощью средств подавления или преобразования сигналов дистанционного управления БПЛА, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов.
Современное оборудование для защиты инфраструктуры
Технологическое оборудование и технические средства обеспечения безопасности аэропорта играют ключевую роль в защите объекта от угроз. Современные требования к безопасности постоянно развиваются, адаптируясь к новым вызовам.
В этой связи мы предпринимаем меры по повышению уровня безопасности на ОТИ. КПП (посты) оснащаются самыми современными и эффективными средствами. Так, в этом году на одном из КПП установлена стационарная видеосистема досмотра днища автотранспорта. Кроме того, была организована досмотровая площадка для мобильного инспекционного-досмотрового комплекса (МИДК) для проведения быстрого и эффективного досмотра крупногабаритных грузов и автотранспортных средств с использованием рентгеновского излучения.
Применение МИДК и видеосистемы досмотра позволит повысить не только пропускную способность КПП, но и эффективность выявления предметов и веществ, запрещенных к перемещению в зону транспортной безопасности. Это в конечном итоге минимизирует риск совершения актов незаконного вмешательства.
Обучение ПТБ: новые риски — новые компетенции
Изменение существующих угроз для объектов воздушного транспорта, действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, оснащение аэропорта новыми техническими средствами оказывают непосредственное влияние и на компетенции, которыми должны обладать работники подразделений транспортной безопасности.
От сотрудников ПТБ зависит безопасность пассажиров и в аэропорту, и в воздухе. Поэтому специалист должен быть дисциплинированным, эмоционально устойчивым, способным брать на себя ответственность за принятие решений.
Требования к знаниям, умениям и навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности установлены приказом Министерства транспорта от 4 апреля 2025 года №119 «Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности».
В документ включили ряд новых требований к работнику ПТБ:
- знание порядка принятия решения о пресечении полетов БПЛА для защиты от АНВ ОТИ, вокруг которых установлена зона безопасности;
- умение моделировать поведение нарушителей.
Регулярная проверка у работников ПТБ теоретических знаний, практических навыков по проведению досмотра помогает свести к минимуму риск пропуска в зону транспортной безопасности и на борт воздушного судна предметов и веществ, которые могут быть использованы для совершения АНВ. По этой причине для проверки квалификации проводится постоянный мониторинг знаний и умений наших работников.
