/ /

«Шереметьево» меняет стратегию безопасности

«Шереметьево» меняет стратегию безопасности

Share to Telegram Share to VK
clock 2 часа назад

Константин Попов

Константин Попов

Заместитель генерального директора по безопасности АО «Международный аэропорт Шереметьево»

С началом специальной военной операции на Украине существенно увеличилось количество анонимных сообщений, поступающих как службам аэропорта «Шереметьево», так и другим авиакомпаниям, об угрозах совершения АНВ, в том числе с использованием БПЛА.  Это потребовало создать систему защиты объектов транспортной инфраструктуры от беспилотников, включающую в себя анализ и оценку уязвимости объекта, разработку локальных документов, подготовку работников, установку устройств для обнаружения и пресечения полетов дронов. 

От киберугроз до БПЛА

На данный момент в АО «Международный аэропорт Шереметьево» реализуется многоэтапный проект по созданию системы обнаружения и противодействия беспилотным гражданским воздушным судам. Основная задача создаваемой системы — защита объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных угроз совершения АНВ с использованием беспилотников.

Биометрия и ИИ повышают качество досмотра

На первый взгляд может показаться, что эти два аспекта — безопасность и скорость обслуживания — противоречат друг другу. Стремление ускорить процесс может негативно сказаться на его качестве, а желание предоставить идеальный сервис может привести к увеличению времени ожидания. 

Баланс между скоростью обслуживания и качеством оказываемых услуг, в том числе качеством досмотра, можно найти. И сделать это необходимо за счет внедрения современных технологий — искусственного интеллекта на различных этапах обслуживания пассажиров, грузов и багажа, биометрической аутентификации.

Специалисты по обеспечению безопасности в аэропортах решают еще одну ключевую проблему: как снизить уровень риска в условиях увеличения пассажиропотока? 

На помощь приходят высокотехнологичные решения — системы видеонаблюдения и контроля управления доступом. Данные, полученные с видеокамер и СКУД, отчеты по инцидентам используют не только для получения полной ситуационной картины на объекте. Их используют и для прогнозирования рисков возникновения нештатных ситуаций, внесения изменений в маршруты патрулирования сил обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время мы стоим на пути внедрения искусственного интеллекта в систему обеспечения транспортной безопасности.

Однако, кроме современных технологий, есть еще один фактор, который позволяет обеспечивать высокий уровень безопасности «Шереметьево». Это совместная работа аэропорта, правоохранительных органов, авиакомпаний, предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории авиагавани, органов местного самоуправления.  

В АО «МАШ» разработан обязательный для исполнения план «По урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность международного аэропорта Шереметьево». Документ устанавливает правила, процедуры и определяет порядок организации взаимодействия структурных подразделений аэропорта, операторов и владельцев объектов инфраструктуры воздушной гавани, авиапредприятий и подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Особая роль в выработке навыков управления силами и средствами при возникновении нештатной ситуации, отработке слаживания действий сил и средств отведена комплексным учениям и специальным тренировкам. В них участвуют не только работники АО «МАШ» и работники АО «Шереметьево Безопасность», но и персонал наземных служб аэропорта, сотрудники государственных надзорных и правоохранительных органов, авиаперевозчики и другие организации, осуществляющие деятельность на территории международного аэропорта.

Отдельно отмечу, что для реализации мер по противодействию угрозам совершения диверсионно-террористических актов охрану периметра «Шереметьево» по договору осуществляет ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». Организация наделена, согласно п.10 ст.11 ФЗ №77 «О ведомственной охране», полномочиями по пресечению функционирования беспилотных воздушных судов, в том числе с помощью средств подавления или преобразования сигналов дистанционного управления БПЛА, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов. 

Современное оборудование для защиты инфраструктуры 

Технологическое оборудование и технические средства обеспечения безопасности аэропорта играют ключевую роль в защите объекта от угроз. Современные требования к безопасности постоянно развиваются, адаптируясь к новым вызовам.  

В этой связи мы предпринимаем меры по повышению уровня безопасности на ОТИ. КПП (посты) оснащаются самыми современными и эффективными средствами. Так, в этом году на одном из КПП установлена стационарная видеосистема досмотра днища автотранспорта. Кроме того, была организована досмотровая площадка для мобильного инспекционного-досмотрового комплекса (МИДК) для проведения быстрого и эффективного досмотра крупногабаритных грузов и автотранспортных средств с использованием рентгеновского излучения. 

Применение МИДК и видеосистемы досмотра позволит повысить не только пропускную способность КПП, но и эффективность выявления предметов и веществ, запрещенных к перемещению в зону транспортной безопасности. Это в конечном итоге минимизирует риск совершения актов незаконного вмешательства.

Обучение ПТБ: новые риски — новые компетенции

Изменение существующих угроз для объектов воздушного транспорта, действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, оснащение аэропорта новыми техническими средствами оказывают непосредственное влияние и на компетенции, которыми должны обладать работники подразделений транспортной безопасности.  

От сотрудников ПТБ зависит безопасность пассажиров и в аэропорту, и в воздухе. Поэтому специалист должен быть дисциплинированным, эмоционально устойчивым, способным брать на себя ответственность за принятие решений. 

Требования к знаниям, умениям и навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности установлены приказом Министерства транспорта от 4 апреля 2025 года №119 «Об установлении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности». 

В документ включили ряд новых требований к работнику ПТБ:

  • знание порядка принятия решения о пресечении полетов БПЛА для защиты от АНВ ОТИ, вокруг которых установлена зона безопасности; 
  • умение моделировать поведение нарушителей.

Регулярная проверка у работников ПТБ теоретических знаний, практических навыков по проведению досмотра помогает свести к минимуму риск пропуска в зону транспортной безопасности и на борт воздушного судна предметов и веществ, которые могут быть использованы для совершения АНВ. По этой причине для проверки квалификации проводится постоянный мониторинг знаний и умений наших работников.

Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.