Использование мобильных приложений увеличивает собираемость платежей за ЖКХ на 20%, сообщает Деловой Петербург.
Переход на онлайн-формат в сфере ЖКХ стало одним из основных трендов в отрасли в последние несколько лет. В частности, внедряются новые ERP–системы, которые включают в себя защищенный сервер, портал для сотрудников и приложение для клиентов. Сервис позволяет отслеживать перемещения сотрудников управляющей компании, сантехников и электриков по геолокации, а по завершении работ они должны предоставить фототчет выполненных работ.
С запозданием в отрасль стали применять такую технологию, как чат-бот. Например, поставщик тепловой энергии ГУП «ТЭК» запустил подобный сервис для приема показаний счетчиков и ответов на вопросы потребителей. За счет этого произошло снижение нагрузки на call–центр, кроме того уменьшился срок ожидания ответов на запросы.
В последние годы в коммунальной отрасли активно используют технологию интернета вещей. С помощью сервиса «Умный Дом.ru» от «ЭР–Телеком–холдинга» можно открывать подъездную дверь дистанционно, а уведомление о каждом звонке в дверь поступает на смартфон. Также пользователям доступна видеотрансляция с видеокамеры домофона.
Компания «Ростелеком» также внедряет решения благодаря IoT. Провайдер предлагает управляющим компаниям не только сервис «Умный домофон», но и интеллектуальные шлагбаумы, ворота, системы видеомониторинга с функцией распознавания лиц. Наибольшим спросом пользуется видеонаблюдение и датчики.
Также популярность приобрели цифровые сервисы для «умного» ЖКХ для проведения общих собраний собственников жилья. В их числе - сервис «Домсканер». Благодаря онлайн-формату за процессом удаленно могут следить юристы управляющей компании.
Эксперты отмечают, что, несмотря на расширение перечня кейсов в сфере умного ЖКХ, пока лучше всего цифровые коммунальные технологии развиты в премиальном секторе. Например, жильцам апартаментов класса люкс в Петербурге доступна платформа «Умный ЖКХ», созданная уральскими разработчиками. Через приложение жители получают возможность отправлять заявки и платежи, участвовать в голосованиях. А компания получает единый кабинет для работы с жителями и сбора данных.
Еще одна отличительная черта процесса цифровой трансформации коммунальной отрасли в России – ее неравномерность в зависимости от регионов. Например, спрос на интеллектуальные сферы в ЖКХ в Петербурге примерно в три раза ниже, чем в Москве. Пока не все управляющие компании проявляют интерес к современным технологиям. Многие УК даже не имеют собственного сайта.
Свою роль играет и изношенность жилого фонда. Хотя в новостройках совершенно другой подход. Девелоперы создают собственные УК, осознавая, что приложения для жильцов — это элемент маркетинга. Специалисты не исключают, что уже в ближайшем будущем рынок изменится и застройщики активнее начнут искать цифровые платформы, которые будут интегрированы в их бизнес-процессы.
Однако решающую роль по цифровой трансформации коммунальной отрасли в России может сыграть не только инициатива бизнеса, но и поддержка со стороны государства.
Фото pixabay.com