Сертификаты набирают обороты
Летом 2014 года на общественное обсуждение был внесен проект постановления правительства «Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации». В случае принятия нормативного акта государство получит дополнительный инструмент для создания барьеров перед импортными товарами.
Согласно закону № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обязательной сертификации подлежат все технические средства безопасности, предназначенные для установки на железнодорожных и автомобильных вокзалах и станциях, в аэропортах, морских и речных портах, метрополитенах, тоннелях, на эстакадах, мостах и других объектах транспортной инфраструктуры. Однако до сих пор не был определен порядок прохождения сертификации.
Проект постановления, авторами которого выступили эксперты ФСБ, предполагает устранить несоответствия в законодательстве. Категории и типы оборудования для сертификации будут распределены между пятью ведомствами.
ФСБ России
Системы и средства досмотра, технические средства подавления радиосигналов, средства локализации взрыва, интеллектуальное видеонаблюдение.
МЧС России
Технические средства оповещения.
Россвязь
Средства связи, приема и передачи информации.
МВД России
Системы и средства контроля доступа, сигнализации, видеонаблюдение, средства аудио- и видеозаписи.
Минтранс России
Системы сбора и обработки информации.
ФСБ предложила три схемы прохождения процедуры, в зависимости от объемов поставок оборудования:
• сертификация единичных образцов (документ выдается только на сертифицируемый образец);
• сертификация партии (документ выдается на всю партию);
• сертификация серийно выпускаемой продукции (документ выдается на три года).
Первый вариант актуален для дорогого оборудования, например досмотрового комплекса, который может стоить десятки миллионов рублей.
Вторая схема рассчитана на крупные партии оборудования, закупаемого нечасто.
Третий вид сертификации предусмотрен для ТСБ, которые производитель или продавец рассчитывает поставлять на транспортные объекты регулярно по мере появления заказов.
Последний вариант наиболее предпочтителен для игроков рынка видеонаблюдения, систем контроля доступа, охранно-пожарных сигнализаций, оповещения и управления эвакуацией. Однако эта схема предполагает регулярные инспекционные проверки. То есть контролеры должны будут посетить непосредственно производство. Именно это условие может стать дополнительной проблемой для таких компаний, как Axis Communications, Dallmeier, Assa Abloy, Bosch, Cisco, Dahua, Hikvision и др., чьи заводы расположены за пределами России. Об их готовности пускать российские спецслужбы с проверками на свои производства можно судить по их реакции на просьбу прокомментировать данное нововведение. Редакция получила ответ только от Cisco.
Как рассказал руководитель российской пресс-службы корпорации Александр Палладин, с 2011 года под Тверью на базе глобального контрактного производителя выпускается несколько линеек оборудования Cisco. Этот производитель имеет лицензии ФСБ РФ на распространение и техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств. Соответствующие соглашения предусматривают периодические инспекции упомянутого производства сотрудниками ФСБ. Кроме того, десятки различных продуктов Cisco имеют сертификацию ФСТЭК РФ. Другие участники экспресс-опроса ответа не дали.
И только представители Dahua поинтересовались у редакции сроками вступления постановления в силу и порядком прохождения будущих проверок. Что касается финансовой стороны вопроса, то, как следует из проекта постановления, заявителям придется заплатить и за сам сертификат, и за испытания оборудования. По подсчетам авторов нормативного акта, затраты производителей или продавцов составят до 200 тыс. руб. за каждый тип ТСБ.
Единовременные расходы на оборудование испытательных лабораторий эксперты ФСБ оценивают в 70 млн руб., а ежегодные поступления от сертификации — до 28,8 млн руб. Авторы нормативного акта рассчитывают, что постановление будет принято до 1 октября 2014 года. После этого ведомствам потребуется еще год на утверждение положений о сертификации, составление перечня технических средств безопасности, подлежащих испытаниям, и методик оценки их функциональных свойств.
Нетрудно представить, что в случае принятия постановления об обязательной сертификации количество игроков на рынке оборудования для транспортной безопасности сократится. Отсеются мелкие компании, предлагающие дешевое оборудование. Для некоторых импортеров прохождение сертификации может стать барьером для входа на рынок. Государство же получит дополнительное средство в битве за импортозамещение. По этому пути защиты отечественного производителя от заграничных конкурентов идут многие страны. В Беларуси, например, все средства безопасности подлежат обязательному подтверждению соответствия техническим требованиям. Формально пройти эту процедуру может любой, но на практике последнее слово все равно останется за государством.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Чем обернется импортозамещение
для вашего бизнеса?
Герой номера:
Андрей Зверев,
генеральный директор ОАО «Росэлектроника»
Продукт номера: Биометрические системы контроля доступа