Репетиция на 9 баллов

25 августа 2018, 15:08    766

В рамках международного салона «Комплексная безопасность — 2014» на ВВЦ были представлены самые разнообразные виды техники, оборудования и экипировки. Для большинства посетителей они так и остались статичными экспонатами на стендах. Но только не для представителей главного заказчика из МЧС. И не для корреспондента журнала RUБЕЖ. Вместе с сотрудниками ведомства Лада Пономарева наблюдала за тем, как ведут себя техника и оборудование, представленные на стендах «КБ-2014», в условиях реальной катастрофы. Специально для этого она приняла участие в репетиции учений МЧС на полигоне в Ногинске — чтобы увидеть все как есть, без формальностей. 

Отъезд из Москвы назначен ранний. Сонные, подтягиваемся с коллегами к зданию МЧС на улице Ватутина.

Нас встречают сотрудники Управления информации МЧС, на удивление бодрые. В намеченные семь утра выехать на полигон не удалось — заказанный автобус почему-то уехал без нас. Однако оптимизма никто не теряет. Пытаемся решить вопрос с трансфером и предвкушаем насыщенный день. Транспорт наконец найден. Теперь надо как-то выкарабкаться из Москвы и просочиться через утренние пробки. И желательно поскорее: к общему девятичасовому сбору прессы на полигоне мы уже явно не успеваем. Но до самой репетиции учений еще больше двух часов…

По дороге, в Балашихе, к нам присоединяется Владислав Щегрикович, начальник отдела организации деятельности по информированию населения МЧС. Из состояния полудремы вырывает его громогласный вопрос: «RUБЕЖ на месте?!». Ну а где нам еще быть… Пытаясь взбодрить журналистов, Владислав рассказывает, что нам сегодня предстоит увидеть: «Будет много огня, воды, людей и техники. Одним словом — экшн!». Наверное, съемки голливудских блокбастеров происходят как-то похоже. Во всяком случае, звучит захватывающе.

Ногинск. Проезжаем КПП 179-го Спасцентра. На небольшом пятачке полигона, выделенном для прессы, проходим краткий инструктаж: где нам находиться и снимать во время тренировки, а куда лучше не соваться. Но, учитывая немаленький размер поля, на котором скоро произойдет что-то немыслимое, мы с коллегами подозреваем, что на том самом пятачке с табличкой «Пресса» надолго не задержимся. Блокноты и ручки уже наготове, операторы и фотографы взгромоздили технику на штативы и плечи и… Камера, мотор — и вот он, долгожданный экшн!

В 10 утра воздух разрывает вой сирены. По легенде учений, в N-ской области произошло землетрясение в девять баллов, что вызвало аварии и пожары на промышленных объектах, на дорогах происходят крупные ДТП, загораются леса… «Ну, разве что вторжения инопланетян не случилось», — шутит один из фотографов.

В чем-то он прав: на прошлогодних учениях условное землетрясение не превышало восьми баллов по шкале Рихтера. Комментатор от МЧС пытается сопроводить учебный катаклизм официальными пояснениями, но его перекрывает шум сирен и подъезжающей техники. Нестрашно, действия и экипировка спасателей говорят сами за себя, лучше всяких слов. В считанные минуты у загоревшегося химзавода появляются пожарные наряды. За мощными струями воды и дымом самого здания практически не видно. Похожие — прав был фотограф — на инопланетян спасатели в огнезащитных костюмах проникают внутрь, чтобы найти пострадавших и оказать им помощь. Защищая пожарных от огня и жара, коллеги заливают их водой. В какой-то момент даже завидно становится — мы-то тут под самым солнцем жаримся… И кто бы нас хоть немного полил.

Рядом с горящим зданием медики оказывают первую помощь пострадавшим и отправляют их по больницам на каретах скорой помощи. Тут же кружит небольшой вертолет, который тоже забирает раненых. Пожарные продолжают заливать огонь и ядовитые испарения, параллельно разыскивая очаг возможного химического заражения. Что-то разглядеть в этой суете за пеленой воды и дыма почти невозможно. Точнее, для зрителей это все кажется беготней и суетой. А там, на месте (и уж тем более когда это происходит при реальном, не учебном пожаре), это работа, в которой выверен каждый шаг и даже просто взгляд.

В какой-то момент доносится обрывок фразы диктора, что угроза химического заражения ликвидирована. Придется поверить на слово — такая угроза не пожар, ее так просто не увидишь.  

Над местом происшествия кружит небольшой беспилотник. «Может подниматься на высоту до 100 м», — комментирует сотрудник МЧС за спиной. Такой аппарат, который в последнее время, по словам самих эмчеэсовцев, стал очень востребован в министерстве, позволяет провести разведку необходимой зоны, видео- и фотосъемку. Это в значительной степени повышает скорость принятия верных решений в случае чрезвычайной ситуации.

В этот момент взгляд всех присутствующих устремляется на крышу здания — там машут руками и подают сигналы бедствия люди, которые из-за пожара «оказались отрезанными» от выходов. К ним с вертолета спешат спасатели. Часть пострадавших спускают на землю по канатам, кого-то забирают с крыши в специальной спасательной люльке с подъехавшего к зданию подъемника. Иным приходится прыгать на мягкий «куб жизни», который в обычной ситуации, наверное, вполне мог бы стать востребованным аттракционом. Хотя смотреть на то, как человек прыгает с высоты на такой батут, — довольно волнительно. Даже зная, что сейчас прыгают тренированные специалисты — ведь в реальности это придется делать самым обычным людям.

Зато раскладывается он быстро — всего за одну минуту, а прыгать на него, без ущерба здоровью и самому кубу, можно с высоты до 15 м. На помощь пожарным подоспел вертолет Ка-32А. Он заливает огонь внутри здания через окна из водяной пушки. Выглядит довольно необычно. Когда просто сбрасывают воду с воздуха, это уже привычно, а тут действительно пушка.

Подходит Владислав Щегрикович и отвечает на так и не озвученный вопрос журналистов: «Может тушить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении».

«Для тушения пожаров авиация МЧС применяет вертолеты среднего класса, такие как Ми-8 и Ка-32, оснащенные специальными водосливными устройствами (ВСУ). За один заход такие вертолеты сбрасывают до 5 т жидкости. Используем и тяжеловесов, например Ми-26. Такой вертолет позволяет сбрасывать до 15 т за раз», — делится полезной информацией начальник отдела летной и специальной подготовки авиации МЧС Владимир Щипанов.

Раздается новый громкий хлопок — это произошел взрыв на угольной шахте. Внезапно наступает «зима» — и сама шахта, и все вокруг покрывается хлопьями пены. Сквозь клубы дыма в общей суматохе трудно разобрать, что именно происходит. За стрекотом вертолетов и воем сирен не слышно ни одного слова комментатора, и журналистская братия перемещается поближе к колонкам.

Услужливый диктор вводит в курс дела. В результате взрыва на шахте произошел обвал, который замуровал в штольне людей. Прибывшие на место аварии спасатели при помощи роботов проводят разведку территории и проделывают проходы в завалах, чтобы добраться до пострадавших. Прибывает вертолет с врачами. В это же время с воздуха на парашютах опускаются грузовые платформы, где уже смонтированы элементы аэромобильного госпиталя. Такой госпиталь применяется практически на всех крупных ЧС по всему миру, где просят помощи у российского МЧС.

Тем временем из-под завалов шахты достают первых «горняков» и сразу передают их заботам медиков.

«Кстати, слово «горняк» к этим людям, с точки зрения спасателей, неприменимо, — объясняет один из сотрудников МЧС. — У нас для кодировки при радиообщении оно означает «труп». Раненые — «степняки».

Новый катаклизм — прорвало дамбу на водохранилище. Теперь все внимание сосредотачивается на озере, рядом с которым еще недавно дымилась шахта. По сценарию, вода мгновенно затапливает ближайшие поселки, смывая людей и все вокруг. Пока спасатели и добровольцы укрепляют берега и возводят заграждение из мешков с песком, к водохранилищу с берега «подплывает» судно на воздушной подушке, чтобы осмотреть водоем и найти пострадавших. Еще совсем недавно так же спасатели трудились на Дальнем Востоке.  

Часть людей, оказавшихся в воде, забирает на берег транспортер. В этот же момент подлетает вертолет, с которого на тросе спускается спасатель МЧС и поднимает из воды еще одного человека.  

«Эвакуацию людей из водоемов, с крыш зданий и других объектов производят вертолеты легкого класса. Они же проводят разведку в зоне ЧС», — продолжает делиться ценной информацией Владимир Щипанов.

Тем временем на озере очередное ЧП: в воду на скорости рухнул автомобиль и моментально пошел на дно. Спасать водителя и пассажиров отправляется группа водолазов. С другой стороны полигона доносится мощнейший гул — два самолета Ил-76, один за другим, летят к зоне лесных пожаров и сбрасывают на горящие деревья несколько десятков тонн воды. Зрелищность этого действа можно сравнить разве что с Ниагарским водопадом. А еще становится понятно, почему территория вокруг полигона такая цветущая, зеленая и довольная. Еще бы — такой полив! Как нам объяснили позже, в учениях участвовали Ил-76 и Бе200, которые сбрасывают до 42 и 12 т соответственно. Бе-200 — самолет-амфибия, он способен взлетать как с земли, так и с воды, а по ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире.

Вслед за самолетами появляется тяжелый вертолет Ми-26, из которого по приземлении выезжает пожарная машина весом более 10 т, после чего сам вертолет моментально взлетает, уже в воздухе закрывая рампу. На посадку, разгрузку и взлет уходят считанные мгновения. Для пилотов такого воздушного гиганта это просто ювелирная работа, которая требует огромного опыта.

Вообще Ми-26 считается крупнейшим в мире серийным транспортным вертолетом. Уже после репетиции учений коллеги, которые снимали мероприятие с борта Ми-26, поделились: «Это не просто большой вертолет. Это БОЛЬШОЙ вертолет. Такое ощущение, что в воздухе находится железнодорожный вагон». В последующие несколько минут становится очень трудно сфокусировать внимание на чем-то конкретном: на одном конце поля горят сошедшие с рельс железнодорожные цистерны, на другом — разбившийся пассажирский самолет, а на дороге рядом с недавно потушенным химзаводом подразделения МЧС ликвидируют последствия крупного ДТП с участием нескольких легковых и грузовых автомобилей.

«Мечтаешь о кабриолете? Спроси у МЧС, как его сделать», —улыбается коллега-фотограф, наблюдая за тем, как спасатели срезают крышу у одного из пострадавших автомобилей.

Тем временем с каждым новым происшествием на полигоне появляется все больше и больше самой разнообразной техники и людей в разной форме, которые спешат туда, где нужна их помощь.

Наконец все пожары потушены, все последствия ЧС ликвидированы и все пострадавшие спасены, получив своевременную и квалифицированную помощь. Осталось только отработать демонстрацию всех подразделений МЧС, которые участвовали в репетиции учений. А самое главное — как следует отрепетировать

«Здравия желаю, товарищ министр Российской Федерации!», запомнить, кто и где стоит, а на сами учения надеть рубашки с длинным рукавом.

По выражению лиц молодых спасателей было видно, что эта часть учений будет для них, пожалуй, сложнее, чем вся борьба с катаклизмами, которые только что бушевали на полигоне. Первый прогон учений завершился. На полигоне наводят порядок и готовят многострадальные объекты ко второму.

Часть коллег возвращается в Москву, другая едет в офицерскую столовую МЧС. Точнее, в офицерское кафе. На выбор плов, гречка, макароны, к которым можно получить котлеты, курицу, салаты и всевозможные пирожки. Да, и компот! Выбираю плов, фотограф —гречку с котлетами и салат. Все очень вкусно и по-домашнему. То, что нужно после стольких переживаний всего за один час.  

Вторую серию учений мы будем наблюдать с вертолета, к которому и отправляемся после обеда —площадка находится в нескольких километрах от полигона. Владислав Щегрикович распределяет журналистов по бортам. Нам достается Ми-8.  

Второй прогон назначен на 16 часов. Есть время побольше узнать о нашем экипаже и о том задании, что будем выполнять. В нашу задачу входит распыление абсорбента для очистки воды, загрязненной нефтепродуктами и другими химикатами, и высадка десанта «Авиалесоохраны» в зоне лесного пожара.

Командир воздушного судна Алексей Кузьминых перед вылетом отправляет всех приводить машину в порядок. Вооружаемся губками, порошком и водой из пожарной машины и помогаем экипажу навести чистоту. Вообще, как признались летчики, к девушкам у них отношение особенное. Им можно практически все: забирайся куда хочешь,  смотри что хочешь, спрашивай о чем хочешь.

А вот к мужчинам, как потом рассказал коллега, который снимал с вертолета Ми-26, относятся куда строже. Ему, например, не разрешили прогуляться по крыше судна. В отличие от девушки-фотографа, которой устроили полноценную экскурсию. КВС уборкой остался доволен. Взлетаем точно по расписанию. За отведенный час вполне успешно справляемся с очисткой загрязненной воды при помощи подвесного вертолетного опрыскивателя (ВОП-3), вмещающего 3 т специальной жидкости, и с лесным пожаром, в борьбе с которым нам помогают десантники из «Авиалесоохраны». Вернее, мы помогаем им.

Во время построения воздушных судов для парада наш борт летит во второй линии. Бортинженер Алексей Давыдов уступает мне свое место в кабине, чтобы я могла увидеть и услышать весь процесс. В наушниках слышно, как переговариваются пилоты, как корректируются общий курс и скорость ведущим Ми-26. Лететь ровным строем, оказывается, не так-то просто, в этот момент поневоле восхищаешься парадом воздушной техники над Красной площадью 9 Мая. Наши КВС и второй пилот Александр Захаров все действия выполняют четко и даже красиво. Приземляемся на поле и возвращаемся к нашему автобусу.

Все выглядят довольными и даже успели загореть за целый день, проведенный на солнце. Но ранний подъем и накопленная усталость дают о себе знать. Пока устраиваемся поудобнее в автобусе, чтобы подремать пару часов до Москвы, Владислав Щегрикович со своими коллегами уже оценивают результаты съемочных групп, отмечая, какие моменты нужно будет подправить. Вот так оперативно работают службы МЧС — и не важно, с каким родом деятельности это связано.


Был ли вам полезен данный материал?


Репетиция на 9 баллов

Вопрос номера:
Что бы вы хотели изменить
в новой контрактной системе?

Герой номера:
Сергей Сергеев,
начальник департамента тыла МВД России

Продукт номера:
Камеры с объективом fish-eye

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.6736 s
queries: 137 (0.1923 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.