Показать то, что скрыто

25 августа 2018, 00:36    2042

После событий 11 сентября 2001 года повышенное внимание стало уделяться местам массового скопления людей, зонам досмотра грузов, автомобилей. В первую очередь к таким местам относятся таможенные посты, аэропорты, морские порты. Также в зону риска входят крупные спортивные и культурные объекты, где в дни соревнований и концертов собираются десятки тысяч человек. Журнал RUБЕЖ подготовил обзор досмотровых комплексов, которые могут быть при этом использованы. Опыт их применения актуализирован во время Универсиады в Казани, зимних Олимпийских игр в Сочи и будет полезен в дальнейшем.

Миссия досмотровых комплексов — в реализации быстрого досмотра большого количества людей или грузов, причем без нарушения целостности упаковки, без вскрытия контейнеров.

Также подобные комплексы используются для проверок труднодоступных объектов, например автопокрышек на колесах и бензобаков автомобилей.  При всей серьезности задач, которые ставятся перед досмотровыми комплексами, должно соблюдаться одно немаловажное условие — работа с ними не должна быть очень сложной. Часто персонал нужно обучать в сжатые сроки, а от уровня подготовки операторов зависит очень многое. Перед тем как приступить к работе, персонал проходит полноценный «курс молодого бойца», включающий первичное обучение, стажировку, работу с тренажерами и заключительное тестирование.  

Сейчас в различных отраслях используются досмотровые комплексы нескольких типов:

•    портативные рентгенотелевизионные комплексы;

•    сканеры индивидуального досмотра человека;

•    интроскопы для досмотра багажа;

•    интроскопыдля досмотра крупногабаритного багажа, паллет;

•    инспекционно-досмотровые комплексы (стационарные, перебазируемые, перемещаемые, мобильные).

На российском рынке систем досмотра представлены решения большого количества производителей, в числе которых Astrophysics, Nuctech Company Limited, Rapiscan Systems, Smith Detection, «Медрентех», «Флэш электроникс», лаборатория ТСНК, «Тестрон» и др.

ПОРТАТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДОСМОТРА

Среди портативных решений рентгеновского досмотра широко известны модели компании «Флэш электроникс» — комплексы серий «Шмель», «Колибри» и «Ватсон». Они предназначены для оперативного контроля корреспонденции, досмотра багажа, транспортных средств, элементов сооружений.

Переносной рентгенотелевизионный комплекс «Шмель-240ТВ» позволяет работать с зоной контроля 320×240 мм. С его помощью можно получать стереоизображение, комплекс реализует проникающую способность по стали на 40 мм. В автономном режиме «Шмель-240ТВ» может работать более трех часов, а использовать его можно при температурах от 0 до +40 °С. Для получения изображения в среднем необходимо около пяти секунд. Емкость базы данных комплекса может быть более 40 тысяч кадров со звуковым сопровождением.

СКАНЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСМОТРА

Индивидуальные сканеры предназначены для досмотра потока людей на предмет скрытых вещей. Данные устройства сканируют человека в полный рост, даже в обуви ничего утаить не получится. К примеру, рентгеновские сканеры Smiths Detection B-SCAN используются для обнаружения скрытых предметов, переносимых в одежде или теле человека, осуществляют одно сканирование менее чем за семь секунд (однократный досмотр).

Минимальная доза облучения за одно сканирование составляет менее 0,1 мкЗв. Производитель указывает на то, что это равно одному съеденному банану (бананы содержат небольшое количество радиоактивного калия).

ИНТРОСКОПЫ

На объектах критической инфраструктуры, например в аэропортах, помимо досмотра людей, требуется производить быстрый досмотр багажа и ручной клади. Такие задачи решают интроскопы.

Для досмотра грузов с большими габаритами и массой применяются интроскопы с увеличенными размерами досмотрового туннеля и допустимой нагрузкой на транспортер. Так, если комплекс для досмотра багажа выдерживает 200 кг, то для досмотра крупногабаритных грузов используются комплексы, способные двигать по транспортеру грузы в 1200 кг.

Интересно, что скорость досмотра малых и больших комплексов практически одинакова — 20 см/с.  В этих устройствах используются излучающие установки небольшой мощности, обеспечивающие проникновение по стали около 30 мм.

В интроскопах реализуется анализ материалов в режиме реального времени, классификация материалов и запоминание изображений. При использовании функции дискриминации материалов одна цветовая гамма на получаемом изображении может применяться для обозначения органических веществ, другая — для обозначения металлов. В данном случае чем выше плотность вещества, тем более темным оттенком оно отображается.

ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

В задачи инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) входит обнаружение потенциально опасных предметов и веществ, радиоактивных материалов и запрещенных грузов на крупных пропускных пунктах. Производители и пользователи этого и аналогичного оборудования понимают, как важна физическая безопасность обслуживающего комплекс персонала.

Излучение, которому постоянно подвергаются операторы, не должно превышать 1 мЗв/год. Для этого, в частности, возводятся капитальные конструкции с использованием специальных защитных материалов. Инспекционно-досмотровые комплексы подразделяются на несколько категорий: стационарные, перебазируемые и мобильные.

Стационарные ИДК

При необходимости тщательного досмотра крупногабаритных грузов устанавливаются стационарные инспекционно-досмотровые комплексы с мощными рентгеновскими излучателями 9 МэВ, обеспечивающими проникновение по стали до 410 мм. Пропускная способность стационарных ИДК составляет в среднем 30 грузовых автомобилей в час. Например, решение HCVStationary позволяет  сканировать 20–25 грузовых автомобилей в час при круглосуточном режиме работы.

Повысить пропускную способность комплекса можно, установив дополнительный туннель досмотра. Для обслуживания работы комплекса достаточно всего лишь трех операторов. С целью повышения эффективности в данных комплексах используется функция цветовой дискриминации материалов. Опционально комплекс может быть оборудован системой автоматического детектирования радиоактивых материалов (ARD).

В зависимости от комплектации с помощью этого комплекса можно получать, помимо изображения объекта сбоку, также и его изображение сверху. Отличительной особенностью стационарных ИДК является высокая радиационная безопасность персонала одновременно с широкими возможностями досмотра.

Согласно технической документации, HCV-Stationary может работать при температурах окружающей среды от -20 до +40 °С. Помимо этого, имеются стационарные решения даже для оперативного досмотра железнодорожных составов. Примеры таких решений — Heimann Cargo Vision Railroad (Smiths Detection), THSCAN RF 9010 (Nuctech Company Limited). Перебазируемые ИДК

Данные ИДК сочетают возможность быстрого досмотра крупногабаритных грузов с возможностью перемещения в другое место. Перебазирование комплексов становится возможным благодаря модульным реализациям. Впрочем, этот процесс нельзя назвать очень быстрым, иногда на развертывание комплекса приходится тратить несколько недель. Поэтому в России для перемещаемых комплексов чаще создаются капитальные конструкции, что связано с климатом и требованиями радиационной безопасности.

В ассортименте Smiths Detection на российском рынке этот тип ИДК представлен сериями комплексов HCVP и HCVG. HCVP может работать в автономном режиме, без необходимости организовывать дополнительную инфраструктуру. Ускорители, используемые в комплексах этой серии, обеспечивают энергию от 3,5 до 6,0 МэВ, что позволяет реализовать проникновение по стали от 230 до 300 мм. Пропускная способность достигает 195 грузовых автомобилей в час при скорости сканирования 7 км/ч. Работу обеспечивают один оператор организации движения, один оператор системы и восемь операторов для анализа радиоскопических изображений. Масса комплексов этой серии составляет 12 т. Существенно большую массу имеют перемещаемые ИДК серии HCVG — порядка 27 т.

При процедуре сканирования исследуемый объект остается неподвижным, а движется рентгенографический портал (проникновение по стали до 400 мм). Скорость сканирования ИДК серии HCVG составляет 24 м/мин, что позволяет досматривать за один час в среднем 23 грузовых автомобиля при работе одного оператора для организации движения на площадке и одного оператора для анализа получаемых изображений.

Помимо всего прочего, ИДК серии HCVG опционально оборудуются автоматически ми детекторами радиоактивных материалов (ARD) и имеют опцию дискриминации материалов. Данные комплексы от Smiths Detection могут работать при температурах от -20 до +40 °C, что применительно в российских условиях.

Более мобильным вариантом этого вида досмотровых комплексов можно назвать HCV CAB 2000 M.  Мобильные ИДК Мобильные ИДК позволяют оперативно организовывать пункты досмотра. В таких случаях предполагается наличие санитарной зоны. Комплексы располагаются на шасси грузового автомобиля и благодаря системе автономного питания могут использоваться практически в любом месте. Развертывание можно произвести всего за полчаса.

Мобильные ИДК серии HCVM Т выпускаются в двух версиях — с ускорителями энергии 4,0 или 6,0 МэВ. Для обслуживания каждой из модификаций этих комплексов требуется один оператор анализа изображения (он же водитель) и один оператор организации движения. В них также реализована функция дискриминации материалов viZual, но только для модификации с ускорителем 6,0 МэВ. Пропускная способность HCVM T может достигать 25 грузовых автомобилей в час.  

Эти мобильные ИДК могут выполнять свои функции при температурах от -20 до +43 °С.

ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ДОСМОТРА

Если говорить о масштабном применении досмотровых технологий за рубежом, то можно вспомнить опыт внедрения таких систем в преддверии крупных спортивных событий. Например, перед летними Олимпийскими играми в Пекине в 2008 году. Тогда все входы в пекинский метрополитен, для которого было организовано прямое сообщение с аэропортом, оборудовали интроскопами компании Nuctech Company Limited.

Системы рентгенотелевизионного досмотра этого производителя были задействованы и для обеспечения безопасности всех аэропортов Китая. В России до масштабного использования интроскопов в метро дело пока не дошло, однако зачастую можно столкнуться с процедурой досмотра ручной клади на железнодорожных вокзалах.

К примеру, на входе на Павелецкий вокзал в Москве багаж проверяется с помощью интроскопа. А если пассажир выезжает из Москвы с Ленинградского вокзала на поезде «Сапсан», то ему придется пройти через систему определения повышенного радиационного фона, а багаж будет проверен интроскопом.  Особое внимание безопасности вокзалов уделяется после теракта, который произошел в Волгограде в конце 2013 года.

Усилена работа и по обеспечению безопасности при воздушных перевозках. Так, в аэропортах Оренбурга и Чебоксар для досмотра ручной клади используются интроскопы СХ6040BI компании Nuctech Company Limited. Интроскопу СХ7555BI нашлось применение в аэропорту Пензы. Досмотр ручной клади и багажа пассажиров на входе в здание аэровокзала в аэропорту Иваново производится с помощью интроскопа HI-SCAN 6040, который также предназначается для автоматического обнаружения взрывчатых веществ, наркотиков и распознавания опасных предметов.  Разумеется, техника для предварительного досмотра пассажиров аэропорта используется и в крупнейших российских аэропортах, таких как Шереметьево. Устройства досмотра людей и багажа установлены непосредственно на входе в здание аэропорта. В грузовых терминалах Шереметьево используются интроскопы производства Smiths Detection.

В рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи в начале января 2014 года компания «БазэлАэро» ввела дополнительные меры для повышения уровня безопасности на авиалиниях по всему Краснодарскому краю. Для этого были усилены меры предполетного досмотра пассажиров, в частности досмотр личных вещей с помощью интроскопов. Для досмотра грузов в регионе деятельности сочинской таможни был привлечен к работе мобильный инспекционно-досмотровый комплекс Smiths HCV-Mobile, который на постоянной основе используется таможней Таганрога. Подобный опыт уже применялся во время проведения XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в Казани летом 2013 года, когда привлекался один мобильный ИДК таганрогской таможни. Всего для досмотра крупногабаритных грузов во время Универсиады дополнительно были задействованы четыре ИДК.

Таможня Таганрога использует ИДК с 2008 года. Помимо ИДК Smiths HCV-Mobile, в ее распоряжении также имеется стационарный ИДК Smiths HCVG-6040, расположенный на таможенном посту МАПП Весело-Вознесенка. ИДК Smiths HCVG-6040 также, например,  используется и в Саратовской области  на границе с Казахстаном.

ЦЕНА ВОПРОСА

Комплексы досмотра относятся к категории высокотехнологичных решений. Это оборудование представляет собой, пожалуй, наиболее затратную статью расходов по безопасности в соотношении стоимости на единицу оборудования. В таблице приведены примеры цен на некоторые модели.

Помимо цены устройств, нужно дополнительно учитывать стоимость работ по установке и обслуживанию таких комплексов. Денежная стоимость оборудования также подразумевает и репутационный фактор — отзывы по итогам эксплуатации, статистику предупрежденных инцидентов проноса или провоза запрещенных веществ и предметов. В этой связи приведенные примеры цен не являются определяющими при выборе моделей, скорее, они указывают на необходимость сбора детальной дополнительной информации по каждому из устройств


Был ли вам полезен данный материал?


Показать то, что скрыто

Вопрос номера:
Ваши бизнес-цели
на 2014 год?

Герой номера:
Андрей Демуренко,
начальник отдела ситуационного управления, РЖД

Продукт номера:
Досмотровые комплексы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3056 s
queries: 137 (0.0261 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.