Русское нормативное поле нужно засеять по-новому
С момента, когда зарубежные производители пожарной сигнализации закрыли свои представительства и прекратили техническую поддержку оборудования на территории РФ, обострилась проблема обслуживания систем, уже смонтированных на объектах. При рассмотрении вопроса о замене иностранных решений на отечественные возникает несколько серьезных нормативных коллизий. Часть из них можно преодолеть, только скорректировав действующие правила и стандарты.
Сергей Харченко, директор ООО «Четвертая стихия» (г. Сочи), к.т.н
Наша организация более двух десятков лет занимается техническим обслуживанием систем противопожарной защиты на территории Краснодарского края. За этот период мы работали с разными техническими системами противопожарной защиты как отечественного, так и импортного производителя.
С учетом особенностей региона и проведения большого количества международных мероприятий значительное число зданий общественного назначения (апарт-отели, гостиницы, спальные корпуса санаториев, спортивные и оздоровительные учреждения) были оборудованы системами противопожарной защиты импортных производителей (Honeywell, ESSER, Siemens, ESMI, Bosch). При этом в РФ такими системами оборудованы и объекты, имеющие государственное, историческое и общественное значение.
- Оборудованием Siemens оснащены Центральный офис Сберегательного банка РФ, Русский музей и Дворец Конгрессов в Санкт-Петербурге, посольства, атомные станции, аэропорты, предприятия нефте- и газодобычи.
- Оборудованием ESMI было оснащено более двух тысяч объектов, в том числе всемирно известные Третьяковская галерея в Москве и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
- Оборудованием ESSER оснащены Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, завод Coca-Cola г. Волгоград, здание «Газпрома» г. Сургут, здание «Промстройбанка» г. Москва, здание «Гута-Банка» г. Москва, комплекс зданий МПС, Московская Энергетическая Компания (ИТЭРА).
После введения санкций против Российской Федерации в феврале 2022 года зарубежные производители пожарной сигнализации перестали поставлять на территорию РФ запасные части, инструменты и принадлежности, что не позволяет проводить качественное техническое обслуживание систем пожарной сигнализации.
Поставки оборудования по программе «серого импорта» не обеспечивают необходимого объема, а сроки поставки составляют до 180 календарных дней. Стоимость оборудования, поставляемого по программе «серого импорта», в 3-4 раза выше фактической стоимости. Вдобавок при таких правилах поставки невозможно гарантировать качество поставляемых технических и программных элементов, относящихся к системам безопасности. Данные факторы существенно влияют на надежность систем безопасности и повышают риски возможного отказа работоспособности систем.
В существующей экономической ситуации в РФ необходимы поиски нормативно-технических решений, которые смогли бы обеспечить безопасность эксплуатируемых объектов, имеющих импортные системы пожарной безопасности, с минимально возможными экономическими затратами для экономики и безопасности этих объектов. На существующий момент возможны следующие варианты решения этих проблем.
- С учетом ненадежности технической поддержки импортных систем пожарной безопасности и отсутствия перспектив по нормализации этой работы возникает необходимость в замене смонтированных систем пожарной безопасности на оборудование отечественного производителя. Однако при замене этих систем возникают проблемы из-за введения новых нормативно-технических документов по проектированию систем пожарной автоматики (СП 484.1311500.2020), которые имеют значительные отличия от требований ранее действующих нормативно-технических документов (СП 5.13130.2009). Для реализации такого решения потребуется подготовка новой проектной документации в соответствии с требованиями СП 484.1311500.2020. Однако реализация такого проекта на действующем объекте без проведения строительно-монтажных работ капитального характера невозможна из-за серьезных противоречий в новых и ранее действующих нормативных документах, а именно:
- вводится понятие «зоны контроля пожарной сигнализации» (ЗКПС), а также обязательное разделение объекта на ЗКПС с изоляцией их друг от друга (п.6.3.3. и 6.3.4 СП 484);
- введено понятие «алгоритм принятия решения» о пожаре и изменена логика принятия решения о событии «Пожар» (п-п. 6.4.1-6.4.5 СП 484);
- изменения также коснулись требований при расстановке пожарных извещателей. Теперь
помещение должно быть вписано в радиус действия извещателя. То есть при расстановке извещателей по СП 5 в помещении могли оставаться участки вне радиуса действия.
Для реализации алгоритмов по СП 484 каждая точка помещения должна контролироваться не менее чем двумя автоматическими пожарными извещателями (6.6.1, 6.6.2 СП 484).
Реализация этих требований и проведение необходимых строительно-монтажных работ без приостановки работы эксплуатируемого объекта невозможны, при этом к строительным работам по прокладке новых линий связи, для установки пожарных извещателей по вышеуказанным требованиям добавятся строительно-отделочные работы. Все указанное приведет к серьезным экономическим потерям бюджетов объектов.
Для достижения экономической целесообразности и обеспечения безопасности объектов предлагается:
- Для проведения замены оборудования пожарной автоматики импортного производителя на эксплуатируемых (действующих) объектах защиты на оборудование пожарной автоматики отечественного производителя рассматривать данные работы как обновление технологического оборудования (изменение проектной спецификации) без разработки проектной документации.
- С учетом того, что указанные системы были смонтированы в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, а соответствие принятых проектных решений требованиям норм пожарной безопасности подтверждено положительным заключением Главгосэкспертизы РФ, проводить указанные работы подбором оборудования отечественного производителя с параметрами, аналогичными оборудованию импортного производителя на основе проектной спецификации.
- Определить объектам защиты трехлетний мораторий на замену оборудования пожарной автоматики импортного производителя. Имеется в виду трехлетний срок для проведения всего объема работ по замене смонтированного оборудования импортного производителя на оборудование отечественного производителя (подбор оборудования, составление заказной документации, включение в заводские программы производства, подготовка бюджета для закупки и проведения демонтажа и монтажных работ).
В случае согласия объектов защиты участвовать в этой программе объекты защиты освобождаются от требований надзорных органов при замене оборудования выполнять проектную документацию в соответствии с СП 485.1311500.
Такой перерыв нужен, чтобы производители могли сформировать производственные програм мы с учетом своих производственных мощностей. А также объекты, работающие в объеме утвержденных бюджетов, должны сформировать бюджетные заявки, утвердить их и заложить финансирование в годовые бюджеты.
- После завершения изготовления и приобретения оборудования провести подготовку сметной документации на поэтапный демонтаж и замену оборудования.
В дальнейшем при корректировке нормативной базы регулирующим органам рекомендуется в качестве ориентира использовать все же технические возможности продукции российских производителей. Как показала практика, гармонизация стандартов и сводов правил в угоду европейским вендорам не делает рынок пожарной безопасности более надежным. Напротив, возникает риск неопределенности, срыва договорных и сервисных обязательств. В данном случае пожарная отрасль на собственном некомфортном опыте познала, что иногда лучшее — враг хорошего.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Как не прогореть на рынке пожарной безопасности?
Герой номера: Денис Гордиенко, Начальник ФГБУ ВНИИПО МЧС России генерал-майор внутренней службы
Продукт номера: Адресные взрывозащищенные решения для систем пожарной безопасности