Учебные центры - «план Б» для рынка
Пока вузы осваиваются в новой системе координат, продиктованной им в рамках реформы высшего образования, компании по-прежнему испытывают жесточайший кадровый дефицит. На этом фоне набирают силу специализированные учебные центры и курсы, особенно те, у кого есть право на обучение по нескольким брендам. Их услуги недешевы, они расположены в основном в мегаполисах — но это по-прежнему один из немногих реальных способов дать рынку подготовленных специалистов. Журнал RUБЕЖ подготовил обзор рынка профессиональной подготовки и переподготовки в сфере систем безопасности. В обзор вошли как существующие центры, так и запланированные к открытию в 2014 году.
По итогам мониторинга открытых источников и телефонного интервьюирования компаний были получены данные о 20 учебных центрах. Их можно разделить на две группы, где первая — это центры, которые производят только повышение квалификации сотрудников; во вторую группу вошли центры, которые помимо повышения квалификации осуществляют и переподготовку на базе уже имеющегося у слушателей образования.
В представленном обзоре информация об учебных центрах отражает наиболее значимые моменты: сфера отрасли, формы обучения, стоимость и продолжительность курсов, количество обучающихся в центре, бытовые условия для иногородних курсантов, оборудование, на котором производится обучение, и техническое оснащение аудиторий. Средняя стоимость курсов по переподготовке составляет в среднем 50 тысяч рублей за 500–700 часов обучения для одного слушателя.
Географическая расположенность центров соответствует экономической модели России: большинство учебных заведений сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя тенденция к развитию в регионах есть: обучение специалистов Урала и Сибири осуществляют две академии — в Екатеринбурге и Новосибирске, а также несколько филиалов московских и питерских центров. Курсантам придется приезжать на обучение и нести определенные расходы на проживание и питание, что изначально предполагает их официальную занятость и протекцию работодателей. При этом многие центры готовы предложить своим курсантам содействие в трудоустройстве.
В частности, авторизованные центры компаний и некоторые центры, которые осуществляют подготовку в сфере пожарной безопасности. К примеру, ЧОУ ДПО «Пожарная безопасность» (г. Санкт-Петербург) помогает своим выпускникам с трудоустройством в специализированные противопожарные предприятия. Важно: центры из обеих групп приглашают выпускников технических специальностей, с общими представлениями о специальности и определенным складом ума.
С учетом платного принципа большинство курсов предполагают всего несколько дней занятий. Поэтому представители центров подчеркивают практически во всех беседах: обучение эффективно только при условии дальнейшей практической работы по профилю. И даже тогда выпускникам потребуются самостоятельные занятия по поддержанию квалификации на основе полученных в центрах знаний.
Для слушателей без опыта работы наиболее доступными представляются дистанционное обучение, вебинары и онлайн-трансляции с последующей самоподготовкой. Однако, по признанию многих центров, удаленное обучение пользуется доверием у слушателей только как дополнительный бонус к основному обучению. Карта учебных программ ясно указывает на то, что рынок нуждается сегодня в неких «универсальных солдатах», одинаково хорошо умеющих работать на оборудовании всех ключевых поставщиков в каждом сегменте. Это соответствует исследованию рынка труда, опубликованному в этом же номере журнала. Больше половины работодателей, указавших в требованиях к соискателям знание систем безопасности, хотят видеть кандидатов, которые умеют работать с системами нескольких производителей (от двух до пяти и более).
Еще один аспект. Центр с устоявшейся репутацией может выступать не только как генератор компетенций для рынка. С его помощью компании (производители, поставщики, проектировщики) получают канал лоббирования и продвижения определенных, приоритетных для нее, технологий и моделей оборудования. Они гибки с точки зрения конъюнктуры рынка — оперативно учитывают в своих программах изменения в технологиях и нормативах, потребности клиентских рынков. И в этом их существенное отличие от государственных вузов и привычных коммерческих институтов.
Подводя итоги, можно уверенно утверждать: при всех издержках коммерческие учебные центры, создаваемые бизнес-структурами непосредственно внутри отрасли, являются безальтернативным и наиболее эффективным инструментом для работодателей при подготовке профессиональных кадров в сфере безопасности. Улучшить качество их сервиса и снизить стоимость обучения в таких центрах можно только одним способом: продолжив развивать этот рынок.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Как вы ищите новых
специалистов?
Герой номера:
Юлия Шойгу,
директор Центра экстренной психологической помощи МЧС
Продукт номера: IP против HD-SDI