/ /

Подготовка инженеров в разное время и в разных странах

Подготовка инженеров в разное время и в разных странах

27 июля 2017, 19:58    1149

С незапамятных времен люди совершенствуются в технических средствах защиты, стремясь к сохранности жизни и имущества. Однако, прежде чем человечество осознало: «безопасность должна обеспечиваться на профессиональном уровне», — миновали века. Еще в XIX веке изобретатели сами собирали единичные патентованные приборы или нанимали умелых слесарей, а позднее — электромонтеров. Профессионалов породил технический прогресс: нужда в них появилась только с необходимостью создавать целые отрасли промышленности (например, строительство железных дорог, серийное производство охранных систем и т. д.).

Как готовили военных инженеров в России?

Острая нужда в инженерах стала ощущаться в начале ХVIII века, когда Петр Первый начал реорганизовывать армию и строить флот. Для подготовки инженерных кадров были созданы две академии — Артиллерийская и Морская. В 1809 году был создан Институт инженеров путей сообщения, а в 1810-м — Главное военное училище. Для повышения качества обучения в Главном военном училище в 1820 году там стали преподавать физику, механику и математику два известных инженера из Франции — Клапейрон и Лямэ. Пятилетнее обучение было разделено на два этапа: сначала курсанты получали обширные знания в области фундаментальных наук, затем они изучали инженерные дисциплины. Это позволило сделать процесс обучения более эффективным. С незапамятных времен люди совершенствуются в технических средствах защиты, стремясь к сохранности жизни и имущества. Однако, прежде чем человечество осознало: «безопасность должна обеспечиваться на профессиональном уровне», — миновали века. Еще в XIX веке изобретатели сами собирали единичные патентованные приборы или нанимали умелых слесарей, а позднее — электромонтеров. Профессионалов породил технический прогресс: нужда в них появилась только с необходимостью создавать целые отрасли промышленности (например, строительство железных дорог, серийное производство охранных систем и т. д.). О великолепном качестве подготовки военных инженеров говорит уникальный педагогический состав. Курсантам преподавали в разное время такие гениальные специалисты, как Д.И.Менделеев (химия), М.В.Остроградский (математика), Н.В.Болдырев (фортификация), Б.Г.Галеркин (основал российскую школу строительной механики и выдвинул теорию упругости) и многие другие талантливые ученые и инженеры. Высочайшую квалификацию военные инженеры не раз подтверждали во время войн. Например, благодаря труду этих специалистов в 1919 году был создан форт Красная горка, который во время Великой Отечественной войны весьма успешно оборонял Ораниенбаумский плацдарм, летом 1941 года построены оборонительные сооружения, маскировались здания, обеспечивалась безопасность Дороги жизни.

Как создавали охранные системы в СССР?

В эпоху молниеносного развития технологий, которую человечеству подарил противоречивый двадцатый век, так и не сложилась практика узкоспециализированной подготовки инженеров, проектантов и рабочих-монтажников систем безопасности. Как же их готовили? Разработкой охранных систем в Советском Союзе занималось Министерство внутренних дел. Научно-исследовательский центр при МВД создал парк разнообразной аппаратуры и принял меры по организации серийного производства оборудования предприятиями страны. На особо важных объектах внедрялись технические средства безопасности, организовывались централизованные пункты наблюдения, а численность вневедомственной охраны сокращалась. Авторы учебных пособий подчеркивали, что настолько совершенная система гражданской безопасности может существовать только в СССР, поскольку в мире капитализма средствами связи и телефонными линиями владеют фирмы, конкурирующие между собой. А потому «у них» создание такой развитой сети в масштабах целого государства невозможно. Тем не менее в стране Советов не было целевого обучения системам безопасности. Были вузы, готовящие специалистов в разных областях: радиоэлектроника, ядерная физика, электрика и т.д. Выпускники распределись по назначению и уже на месте обучались практическим навыкам. Проектные институты разрабатывали типовые проекты, согласно которым монтировались охранные системы. Если случался объект «с отклонениями», к разработчику командировался специалист с запросом, и проект подгонялся под конкретные нужды.

Как сейчас готовят инженеров в США?

Чтобы устроиться на работу инженером, сначала следует получить как минимум степень бакалавра в сфере инженерных дисциплин. Для этого студентам, помимо написания квалификационной работы, необходимо успешно решить практическую инженерную задачу. Однако специалист, имеющий степень «bachelor of engineering», все еще не может оказывать инженерные услуги, не имея специального сертификата. Он должен пройти профессиональную сертификацию, которая бы подтвердила его знания. Как получают степень бакалавра? В США существует многоэтапная система высшего технического образования. Первый этап — это undergraduate (длится четыре года). В течение первых двух лет студентов обучают общеобразовательным дисциплинам, и они могут одновременно изучать совершенно разные пред- меты (например, психологию и высшую математику). С третьего курса начинается специализация. Чтобы получить степень бакалавра, следует за все время обучения набрать 120 кредитов. Один кредит соответствует прослушиванию ряда лекций, сдаче самостоятельной работы, выполнению определенного числа лабораторных и практических работ.

Обучение технических специалистов в Японии

В Японии уделяется огромное внимание обучению квалифицированных рабочих, способных удовлетворить запросы промышленности в качественных кадрах. Для этого создана широкая сеть профессионально-технических школ, подготавливающих подростков, которые получили неполное среднее образование, по общеобразовательной и ремесленной программам в течение четырех лет. В этих школах их обучают черчению, геометрии, физике и другим предметам, а также дают практическую подготовку на заводах. Все школы (в том числе и учебные центры компаний) объединяет принцип «безупречности обучения», согласно которому все учащиеся должны ориентироваться на получение максимально высоких баллов, совершенное владение любым навыком. Процесс обучения напоминает сеансы релаксации: преподаватели — прекрасные мастера своего дела — учат подростков быть спокойными во время работы, не перенапрягаться, не бояться сделать ошибку. Ведь им известно, что боязнь сделать ошибку провоцирует появление напряженности, раздражения, негативных эмоций. Чтобы этого избежать, учителя обучают учащихся безупречно отрабатывать все элементы трудовых действий. Практические навыки отрабатываются до автоматизма сначала на макетах, являющихся точной копией станков. Применяются различные технические средства, такие как аудиозаписи, статические проекции и обучающие фильмы. Когда у учеников появляются профессиональные навыки, их начинают обучать на реальных агрегатах, предлагая решать легкие задачи. Затем обучение становится комплексным, в процессе него отрабатываются групповые операции в коллективе. И только после всех этих сложных этапов обучения подросток становится квалифицированным рабочим, готовым развиваться и совершать трудовые подвиги.

Заключение. Секретный ингредиент

Опыт различных эпох и государств показывает: профессиональный статус инженерных кадров зависит не только от уровня знаний. Необходимо сознание личной ответственности за результат, инженерная мысль должна блистать не только на бумаге. Например, во времена царствования Александра Второго к процессу сдачи строительных объектов под- ходили весьма основательно: инженеры, построившие мост, прохождение по нему первого поезда должны были наблюдать под мостом. Именно поэтому многие инфраструктурные объекты и жилые дома ХIХ века функционируют до сих пор.


Был ли вам полезен данный материал?


Подготовка инженеров в разное время и в разных странах

Вопрос номера:
Как вы ищите новых
специалистов?

Герой номера:
Юлия Шойгу,
директор Центра экстренной психологической помощи МЧС

Продукт номера:
IP против HD-SDI

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2848 s
queries: 142 (0.0242 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.