Фальсификат, уходи

24 сентября 2018, 11:53    399

Очередные испытания образцов противопожарной продукции, проведенные Ассоциацией «Союз 01» в сентябре 2017 года, подтверждают тезис о засилье фальсификата на пожарно-спасательном рынке. В целях исправления ситуации необходимо наделить МЧС полномочиями контрольной закупки, сделать причины пожара и информацию о его развитии максимально открытыми, а также ввести жесткий контроль за выданными сертификатами, считают члены ассоциации.

ОПЯТЬ 45

Огневым испытаниям подверглось 6 образцов огнезащиты металлоконструкций двух российских производителей. Из заявленных в сертификатах 90 минут огнезащитной эффективности образцы выдержали от 45 до 60 минут. А ведь главная функция подобной огнезащиты — повышение общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре (СП 2.13130.2012). Это позволяет провести эвакуацию людей из горящего здания и обеспечить в течение определенно заданного времени безопасность пожарных расчетов, тушащих очаг.

Протоколы испытаний были направлены в МЧС России, Росаккредитацию, Ростехнадзор и Минстрой. Согласно письму Росаккредитации, один из органов сертификации, выдавших сертификат соответствия на данные образцы, в настоящее время лишен аккредитации, в связи с чем его проверка не представляется возможной (но сертификат продолжает действовать). Вместе с тем эксперты и учредители этого органа сейчас благополучно работают в новом органе, они продолжают выдавать сертификаты. Другой — включен в план проверок. МЧС России направило материалы в региональные управления по месту нахождения производителей, чье оборудование мы испытывали. Однако сотрудники МЧС на местах отнеслись к ситуации формально и ответили, что материалы перенаправлены в Росстандарт и Росаккредитацию. Никаких проверок производителей в соответствии с 294-ФЗ региональные ГУ МЧС инициировать не стали. В связи с чем Ассоциация «Союз 01» подала жалобу министру Владимиру Пучкову.

Вопрос ответственности за контроль и надзор за продукцией, к которой установлены обязательные требования в области пожарной безопасности, остается открытым, несмотря на прежние неоднократные заверения МЧС России о готовности по обращениям осуществлять проверки.

На протяжении нескольких лет ответственные должностные лица МЧС России в ходе многочисленных заседаний по данной проблематике, на которых присутствовали представители пожарной отрасли, а также общественных организаций, заявляли о поддержке и давали конкретные поручения по обеспечению министерством контрольно-надзорных мероприятий и законодательных инициатив, направленных на устранение с рынка фальсифицированной продукции. Но никаких значимых мер со стороны министерства в целом принято так и не было. С 2011 года Ассоциация «Союз 01» провела несколько сотен испытаний образцов продукции пожарно-технического назначения. По нашим оценкам, в зависимости от сегмента количество фальсификата варьируется от 70% до 90%.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

В апреле 2017 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Огнезащита XXI века». Ее целью явилось обсуждение актуальных проблем оборота средств огнезащиты: правовой и нормативно-технической базы, производства, огневых испытаний, сертификации, проектирования, выполнения и сдачи-приемки огнезащитных работ, экспертизы, контроля и эксплуатации.

В работе конференции приняли участие 167 человек из 14 регионов России, Казахстана, представители МЧС, общественных и научных организаций, производителей пожарно-спасательной продукции и услуг. Участники конференции оценили текущую ситуацию с обеспечением пожарной безопасности в стране как крайне неблагополучную, представляющую серьезную общественную опасность, и констатировали следующее.

  1. Введение потребителя в заблуждение путем наделения средств огнезащиты заведомо завышенными показателями, которые потребитель проверить не в состоянии, стало обыденным делом.
  2. Массовая фальсификация средств огнезащиты выполняется при непосредственном участии аккредитованных лиц — испытательных лабораторий и сертификационных центров. Огневые испытания практически не проводятся, а эффективность сертифицируемых материалов оценивается так называемыми «экспертами», методом «сравнительного анализа».
  3. Действие отдельных государственных структур только способствует распространению фальсификата огнезащитных материалов. Например, ФАС Татарстана, получив информацию о несоответствии эффективности средств огнезащиты, расценил ее как недобросовестную конкуренцию и наложил штраф на инициатора проведения испытаний.
  4. Существующие системы добровольной сертификации продукции и услуг фактически бесконтрольны. Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий в таких системах проводится формально, «для галочки», участие Федеральной службы по аккредитации не предусмотрено.
  5. Ситуация с фальсификатом усугубляется непониманием на всех уровнях того, что продукцию противопожарного назначения нельзя приравнивать к товарам, спрос на которые формирует сам потребитель. В большинстве своем средства обеспечения пожарной безопасности приобретаются и монтируются вынужденно, для удовлетворения требований надзорных органов. Потребители закупают такую продукцию, отдавая предпочтение самой дешевой, только бы она имела необходимые разрешительные документы.
  6. Согласно статистическим данным, каждый житель страны в среднем более 15 раз в месяц посещает места массового пребывания людей, где действуют повышенные нормы пожарной безопасности. Но вышеозначенные проблемы привели к тому, что в настоящее время такие объекты поголовно укомплектованы некачественной и фальсифицированной продукцией пожарно-технического назначения, и даже единичный пожар способен привести к массовой гибели людей.
  7. Назрела необходимость создать пул квалифицированных экспертов, способных активно влиять на качество нормативной документации, а также проработать систему мотивации их деятельности.
  8. Общество нуждается во внедрении культуры пожарной безопасности, по аналогии с культурой соблюдения правил дорожного движения. Необходимо включить аспект соблюдения правил пожарной безопасности в социальную рекламу. Наиболее важным фактором будет публичный «разбор» экспертами реального происшествия, с итоговыми выводами и решениями, адресованными напрямую гражданам.

ЖЕСТКИЕ МЕРЫ

Главная причина массовой фальсификации противопожарной продукции, по мнению отраслевых экспертов, — отсутствие в России эффективной системы контроля оборота этой продукции. В целях создания такой системы члены Ассоциации «Союз 01» и отраслевые эксперты предлагают:

  • наделить МЧС России полномочиями контрольной закупки, внезапной проверки качества продукции, находящейся как в обращении, так и в производстве, отзыва продукции с рынка (по аналогии с полномочиями Росздравнадзора при контроле качества лекарственных препаратов), а также выделить целевое финансирование на организацию и проведение работ по данному направлению деятельности;
  • дооснастить региональные испытательные пожарные лаборатории МЧС России необходимым оборудованием и кадровыми ресурсами с целью проведения оценки соответствия продукции пожарно-технического назначения в полном объеме. Реализация мероприятия позволит проводить контрольные испытания пожарно-технической продукции, поступающей к конечному потребителю, на независимой и объективной основе в лабораториях, не связанных с сертификационными органами;
  • снять гриф секретности с данных об исследованиях причин пожаров, публиковать в открытом доступе реестр записей об исследовании мест пожаров и возгораний на территории РФ;
  • ввести обязательную публичную отчетность МЧС России о показателе пожарного риска в целом по стране и по субъектам РФ с проведением анализа его изменения, соотношения с показателями развитых стран, а также с выводами и решениями по результатам такого анализа;
  • при расследовании обстоятельств и причин пожаров ввести как обязательную процедуру расследования факторов, способствующих либо не препятствующих развитию пожара; оценку поведения средств автоматического пожаротушения, огнезащитных покрытий, противопожарных преград с целью последующего привлечения к ответственности лиц, осуществивших производство, монтаж и приемку на поднадзорном объекте вышеуказанных средств, не соответствующих заявленным характеристикам. При отсутствии на объекте данных средств проводить расследование обоснованности их отсутствия;

ввести как государственную услугу предоставление справки о причинах случившегося пожара, включающей результаты экспертизы о фактическом соответствии требованиям нормативно-технической документации средств, обеспечивающих пожарную безопасность, в том числе огнезащитных покрытий, противопожарных преград, пожарных сигнализаций, средств автономного пожаротушения и т. д., с целью возложения на их производителей в судебном порядке материальной ответственности по претензиям со стороны собственников имущества и страховых компаний;

  • создать единый реестр идентификаторов огнезащитных покрытий. Реализация мероприятия позволит с высокой вероятностью исключить применение на поднадзорных объектах некачественных огнезащитных покрытий;
  • ввести обязательства для сертификационных органов по контролю обращения на рынке сертифицированной ими серийной противопожарной продукции.


Был ли вам полезен данный материал?


Фальсификат, уходи

Вопрос номера:
Как вам 2017-й? Бизнес об итогах деятельности в 2017 году?

Герой номера:
Ключевые моменты интервью с героями номеров журнала RUБЕЖ

Продукт номера:
Топ-5 продуктовых направлений рынка систем безопасности по итогам 2017 года.

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2770 s
queries: 142 (0.0200 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.