Пост сдал - пост принял

18 сентября 2018, 15:29    676

Неисправные системы видеонаблюдения, контроля доступа, средства досмотра и прочие элементы инженерно-технических средств охраны (ИТСО) на объектах ТЭК в 2015–2016 годах составляли до 80% нарушений, выявленных плановыми проверками. По статистике МВД РФ, которое надзирало за безопасностью ТЭК в этот период, устранили  неисправности лишь на 12% предприятий. Росгвардия намерена переломить эту ситуацию и обещает новые подходы к госнадзору за безопасностью.

ОБЪЕКТАМ ТЭК НЕ ХВАТАЕТ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ

По состоянию на начало 2017 года в реестре Минэнерго РФ числится 7153 объектов ТЭК, подлежащих государственному надзору. До передачи в Росгвардию полномочий по плановым проверкам юридических лиц и предпринимателей в топливно-энергетическом комплексе органами государственного контроля в 2016 году было проведено 807 проверок. По их итогам на 697 объектах ТЭК выявлено 5225 нарушений обязательных требований. 

Из 175 предписаний об устранении нарушений, в том числе в части оборудования объектов ТЭК необходимыми инженерно-техническими средствами охраны, лишь 22 выполнены в установленные сроки, 68 — не исполнены и просрочены. Остальные 85 предписаний предполагают длительные сроки выполнения в связи с тем, что на приведение в состояние безопасности линейных объектов в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 № 993, субъектам ТЭК отводится 5 и 10 лет в зависимости от присвоенной категории опасности объекта.

В целях осуществления контроля за исполнением выданных предписаний об устранении нарушений уполномоченными органами в течение 2016 года проведены 93 внеплановые проверки. При этом в шести субъектах РФ юридическими лицами в арбитражные суды было подано 8 исков о признании незаконными этих предписаний:

Республике Саха (Якутия) — 2,

Забайкальском крае —1,
Белгородской области — 1,

Кемеровской области — 1,

Магаданской области — 1,

Ярославской области — 2.

В 5 случаях предписания были признаны законными и обязательными для исполнения. В двух — исковые требования субъектов ТЭК удовлетворены частично, в одном — судебное производство до настоящего времени не завершено.

В ЧЕМ ПРИЧИНА

Анализ исполнения субъектами ТЭК предписаний об устранении выявленных нарушений показал, что основными причинами несвоевременного их выполнения являются:

• жесткая регламентация порядка установления сроков исполнения предписания (не более одного месяца);

• отсутствие денежных средств у субъектов ТЭК на устранение нарушений, требующих значительных финансовых вложений;

• проведение мероприятий, требующих разработки и утверждения сложной технической документации, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на конкурсной основе, предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Также можно отметить еще одну причину, связанную с тем, что санкции, предусмотренные ст. 20.30 КоАП РФ, применяются лишь в отношении должностных лиц субъектов ТЭК, а не юридических лиц-владельцев. В связи с чем последние не всегда заинтересованы в своевременном устранении нарушений, требующих значительных финансовых вложений.

ШТРАФЫ НУЖНО УВЕЛИЧИТЬ

Наряду с этим назрела необходимость решения вопроса о внесении соответствующих изменений в КоАП РФ в части установления указанной административной ответственности в отношении юридических лиц и пересмотра размеров штрафов в сторону их увеличения. Кроме того, Росгвардия считает необходимым увеличить размеры штрафов, предусмотренные статьей 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок законного предписания контрольно-надзорного органа.

В марте 2017 года Росгвардия планирует рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности юридического лица за нарушение требований обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Также будут пересмотрены размеры штрафов за выявленные нарушения. Предложения будут обсуждаться в ходе заседания межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сфере Совета Безопасности РФ.

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРОСЛЕДИТ ГОСУДАРСТВО

В целях оптимизации проведения контрольных мероприятий на объектах ТЭК президентом РФ был подписан Федеральный закон от 09.03.2016 № 68-ФЗ. Государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК был выведен из сферы действия 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Одновременно с этим правительство РФ получило полномочия по установлению иного, отличного от общих правил осуществления государственного контроля, порядка проведения мероприятий по оценке состояния безопасности объектов ТЭК.

20 октября 2016 года Росгвардия подготовила Постановление Правительства № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск Национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». 10 декабря 2016 года был издан приказ Росгвардии № 431 «Об утверждении типовых форм, необходимых при осуществлении Федеральной службой войск Национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (зарегистрирован в Минюсте России 10.01.2017 № 45138).

ПРАВИЛА РОСГВАРДИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЭК

Важными особенностями указанных правил являются следующие. Во-первых. Минимизированы бюрократические процедуры при подготовке и проведении контрольных мероприятий на объектах С 2017 года плановые проверки будут проводиться при предъявлении сотрудником органа государственно контроля именного предписания на проведение проверки, которое выдается руководителем ответственного органа Росгвардии.

Эта мера позволит исключить факты привлечения к проверкам сотрудников, не наделенных правом осуществлять проверки, а также значительно сократить документооборот при организации проверочных мероприятий. 

Во-вторых. Изменена процедура формирования ежегодных планов проведения проверок Ранее процесс согласования указанных планов с органами прокуратуры представлял собой формальный процесс наполнения размещаемого на сайте генеральной прокуратуры сводного плана проведения проверок.

Поэтому логичным и обоснованным шагом стало привлечение к формированию планов антитеррористических комиссий в субъектах РФ, которые, в соответствии с 256-ФЗ, уже имеют полномочия в сфере профилактики терроризма на объектах отрасли, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.

В настоящее время сводный план проведения плановых проверок на 2017 год размещен на официальном сайте Росгвардии. Отдельное внимание стоит обратить на тот факт, что теперь контрольно-надзорные мероприятия ориентированы на объекты ТЭК, а не на юридические лица.

В-третьих. Изменилась периодичность проведения проверок объектов ТЭК Учитывая внедрение в деятельность различных надзорных органов риск-ориентированного подхода, руководством Росгвардии было принято решение о проведении контрольных мероприятий на объектах ТЭК в зависимости от присвоенной им категории опасности.
Начиная с 2017 года объекты низкой категории опасности будут проверяться один раз в три года (как и было раньше), объекты высокой и средней категорий опасности — один раз в год. 

В-четвертых. Предусмотрен гибкий подход к определению сроков исполнения выданных органом государственного контроля предписаний, а также возможность продления указанного срока на один год при наличии мотивированного обращения субъекта ТЭК Нововведение в полной мере соответствует ожиданиям в первую очередь ведущих субъектов ТЭК, имеющих централизованную систему инвестирования расходов, в том числе на мероприятия по приведению в соответствие предъявляемым требованиям состояние безопасности принадлежащих им объектов.

Гибкий подход позволит учитывать этапы оснащения производственных мощностей компаний необходимым набором инженерно-технических средств защиты — от разработки технического задания на их установку и модернизацию до выбора подрядной организации и заключения с ней соответствующего договора.
При этом обращения, направляемые в территориальный орган Росгвардии о продлении срока исполнения предписания, должны быть обусловлены объективными причинами с документальным подтверждением.

О РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

Национальная гвардия РФ участвует в рассмотрении проектов Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», разработанного Минэкономразвития России, и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разработанного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Положения названных законопроектов предполагают распространение общих правил осуществления государственного контроля (надзора) на федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК. При этом их разработчиками не учитывается тот факт, что упомянутые правила осуществления Росгвардией государственного контроля предусматривают особенности, направленные на своевременное проведение надзорных мероприятий за обеспечением безопасности объектов. Кроме того, в правилах есть ряд пунктов, направленных на сокращение количества документов, необходимых для проведения проверок, что позволит охватить в плановый период большее число поднадзорных объектов.

Например, на 2017 год органами Росгвардии предусмотрено проведение контрольных мероприятий на 2650 объектах. Ранее, в рамках общих правил, предусмотренных 294-ФЗ, в 2015 и 2016 годах надзорная система позволяла осуществлять проверки лишь на 1000 и 800 объектах соответственно.

По материалам доклада на XXII международном форуме «Технологии безопасности» на тему «Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением  безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».


Был ли вам полезен данный материал?


Пост сдал - пост принял

Вопрос номера:
ТЭК: чего хотят заказчики?

Герой номера:
Сергей Кабеда,
вице-президент альянса компаний «Рубеж»

Продукт номера:
Камеры видеонаблюдения для промышленных объектов

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3158 s
queries: 147 (0.0198 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.