В ТЭК вводят войска
В соответствии с указом президента РФ Росгвардия приступила к надзору за безопасностью на объектах ТЭК. Для реализации надзорных функций в ее структуре создано Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы (ГУ ЛРР и ГК). План проверок на 2017 год увеличен в 2,6 раза по сравнению с 2016-м, а ответственность за нарушения в обеспечении безопасности объектов теперь будут нести их собственники. Придется не сладко: сейчас до 90% объектов ТЭК, расположенных в городах, не соответствуют требованиям об антитеррористической защите.
Прежде чем приступить к выполнению госнадзора, Росгвардия составила план проверок на 2017 год и проанализировала причины неисполнения предписаний в 2015–2016 годах.
ПЛАН ПО ПРОВЕРКАМ
По словам начальника отдела контроля ТЭК — заместителя начальника управления государственного контроля ГУ ЛРР и ГК Росгвардии Игоря Фокина, более чем двукратное увеличение количества проверок будет достигнуто за счет минимизации бюрократических процедур. С 2017 года плановые проверки будут проводиться при предъявлении сотрудником именного предписания на проведение проверки, которое выдается руководителем ответственного органа Росгвардии. Эта мера позволит исключить факты привлечения к проверкам сотрудников, не наделенных правом осуществлять их, а также значительно сократить документооборот при организации проверочных мероприятий.
Кроме того, сотрудник Росгвардии до проведения проверки должен получить на руки весь пакет документов о деятельности объекта ТЭК, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Обязанность безвозмездно предоставлять Росгвардии такие документы закреплена в Постановлении Правительства № 1067 от 20.10.2016.
ГУБЕРНАТОРЫ В СВОЕМ ПРАВЕ
Поскольку госнадзор в ТЭК выведен из сферы действия 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госнадзора и муниципального контроля», Росгвардия изменила периодичность проверок. Как заявил на конференции «Безопасность объектов ТЭК-2016» заместитель начальника управления ГУ ЛРР и ГК Росгвардии Антон Линев, начиная с 2017 года объекты низкой категории опасности будут проверяться один раз в три года, а объекты ТЭК средней и высокой категории — ежегодно.
При этом внесены изменения в 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» в части, которая определяет взаимодействие Росгвардии и глав исполнительной власти регионов при осуществлении госнадзора за безопасностью объектов ТЭК. Таким образом, обоснованным стало привлечение к процессу планирования проверок антитеррористических комиссий субъектов Федерации, которые имеют серьезные полномочия в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК и возможность координировать деятельность всех заинтересованных органов и организаций.
КНУТ…
Росгвардия проанализировала практику исполнения 175 предписаний, выданных объектам ТЭК по результатам проверок, в том числе в части оборудования инженерно-техническими средствами охраны. Лишь 22 были выполнены в установленные сроки, 68 — не исполнены и просрочены. Остальные 85 предписаний предполагают длительные сроки выполнения в связи с тем, что на приведение в состояние безопасности линейных объектов в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 993 от 19.09.2015, субъектам ТЭК отводится 5 и 10 лет в зависимости от присвоенной категории опасности объекта.
Анализ исполнения субъектами ТЭК предписаний об устранении выявленных нарушений показал, что основными причинами несвоевременного их выполнения являются:
• жесткая регламентация порядка установления сроков исполнения предписания (не более одного месяца);
• отсутствие денежных средств у субъектов ТЭК на устранение нарушений, требующих значительных финансовых вложений;
• проведение мероприятий, требующих разработки и утверждения сложной технической документации, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на конкурсной основе, предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Кроме того, санкции, предусмотренные ст. 20.30 КоАП РФ за нарушение требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК применяются лишь в отношении должностных лиц, а не владельцев. По мнению Игоря Фокина, в результате владельцы не заинтересованы вкладывать средства, иногда немалые, в обеспечение безопасности. А для должностного лица штраф в размере 30–50 тысяч рублей не является критичным. В марте 2017 года Росгвардия планирует рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности юридического лица за нарушение требований обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Также будут пересмотрены размеры штрафов за выявленные нарушения.
Предложения будут обсуждаться в ходе заседания межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сфере Совета Безопасности РФ. Что касается штрафов по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания контрольно-надзорного органа, то Росгвардия также настаивает на их увеличении, но пока неизвестно, на сколько.
… И ПРЯНИК
По словам Игоря Фокина, предусмотрен гибкий подход к определению сроков исполнения предписаний, а также возможность продления указанного срока на один год (раньше был 1 месяц) при наличии мотивированного обращения субъекта ТЭК.
Нововведение в полной мере соответствует ожиданиям в первую очередь ведущих субъектов ТЭК, имеющих централизованную систему инвестирования расходов, в том числе на мероприятия по приведению в соответствие предъявляемым требованиям состояние безопасности принадлежащих им объектов.
Гибкий подход позволит учитывать этапы оснащения производственных мощностей компаний необходимым набором инженерно-технических средств защиты — от разработки технического задания на их установку и модернизацию до выбора подрядной организации и заключения с ней соответствующего договора.
При этом обращения, направляемые в территориальный орган Росгвардии о продлении срока исполнения предписания, должны быть обусловлены объективными причинами с документальным подтверждением.
Новый механизм реагирования в отношении недостатков защищенности объектов ТЭК предусматривает, что указанные недостатки будут определяться с учетом выводов и рекомендаций, содержащихся в паспорте безопасности конкретного объекта ТЭК.
ПЕРЕЧЕНЬ И ПРАВИЛА
На брифинге руководитель договорно-правового департамента Росгвардии полковник Александр Школьников заявил, что ведомство совместно с правительством разрабатывает 6 проектов ФЗ, три указа президента, 22 постановления и 3 распоряжения правительства. В частности, речь идет о внесении изменений в российское законодательство, которые позволят более жестко реагировать на нарушение норм антитеррористической безопасности стратегически важных объектов ТЭК.
По словам Александра Школьникова, будет составлен новый перечень стратегически важных объектов ТЭК, за несоблюдение требований антитеррористической защищенности которых виновные лица должны будут нести суровую ответственность. При этом Росгвардия разрабатывает повышенные требования антитеррористической защищенности стратегически важных объектов ТЭК.
НЕВЫПОЛНИМЫЕ НОРМЫ
Крупнейшие ресурсодобывающие компании, например «Роснефть», добились исключения большинства невыполнимых норм из законодательства о безопасности объектов ТЭК. Российским мегаполисам это только предстоит. И не факт, что получится.
В отношении Москвы и Санкт-Петербурга — перечень невыполнимых норм, например, по охранным, запретным зонам, зонам отторжения. Где в крупном городе со сложившейся системой имущественных, градостроительных и земельных отношений взять 30-метровую зону отчуждения вокруг внешнего периметра объекта ТЭК, неведомо. Как заставить соседа за забором объекта ТЭК срубить все деревья и кустарники, которые мешают видеонаблюдению за периметром — тоже вопрос.
Как сообщил журналу RUБЕЖ источник в энергетическом комплексе Москвы, почти 90% объектов ТЭК столицы и Санкт-Петербурга функционируют с нарушениями требований 256-ФЗ, а часть правил Постановления Правительства № 458 по обеспечению безопасности объектов ТЭК не могут быть выполнены, потому что не могут быть выполнены никогда.
В этой ситуации у крупных городов, как в том анекдоте, два выхода: добиваться внесения изменений в требования к безопасности объектов ТЭК или согласовывать компенсационные меры. Но как раз с компенсацией и возникают основные проблемы. Во-первых, никто и ничем не обосновал, почему зона отчуждения должна быть 30 метров — при ее наличии достигается что? Какая угроза устраняется или минимизируется? Что компенсировать?
И уж совсем анекдотичной выглядит ситуация с заборами вокруг объектов ТЭК, расположенных в городской черте. Подавляющее большинство объектов ТЭК по всей стране имеет основное ограждение из железобетонных плит «в кубик». Эти массивные, сделанные по ГОСТ панельные сооружения, которые выпускают все заводы железобетонных конструкций РФ с начала 80-х годов, не соответствуют постановлению правительства № 458. Оно предписывает огораживаться заборами толщиной не менее 100 мм, а рельеф «кубиков» в некоторых местах — менее 100 мм. Почему именно 100 мм? Из чего исходили авторы постановления? Где, как и на какие типы воздействия проводились испытания?
Надзирающему органу, теперь это Росгвардия, такие вопросы не задашь — бойцы придут и выдадут предписание об устранении нарушения, это их работа.
Все эти вопросы сейчас очень активно обсуждаются в мэриях всех крупных городов России и грозят в течение 2–3 месяцев вылиться в некий проект документа о разработке компенсационных мер в случаях, когда обязательные требования невыполнимы.
Представители Росгвардии, обсуждая с экспертным сообществом новые подходы к госнадзору в части безопасности объектов ТЭК, говорят, что готовы исходить из содержания паспортов безопасности, куда как раз и вносятся компенсационные меры. Но проблема в том, что сейчас их невозможно туда внести — методических рекомендаций по разработке таких мер, которые устроили бы и прокуратуру, и ФСБ, и Росгвардию, и собственников объектов, и глав местного самоуправления, пока не существует в природе.
Собеседник журнала, рассуждая о судьбах энергокомплекса Москвы, предположил, что меры компенсации приведут к росту спроса на ИТСО, и в первую очередь на системы видеонаблюдения. И при этом добавил, что мэрия любого крупного российского города с распростертыми объятиями встретит производителя ИТСО, который принесет готовое решение и докажет, что оно позволит обеспечить выполнение нормативных требований к безопасности объектов ТЭК в мегаполисе.
«Можно выпилить все в 30-метровой зоне вокруг объекта ТЭК, находящегося в городской черте. А можно исходить из того, что это все-таки город со своей планировкой, озеленением и архитектурой, и позволить работать техническим средствам безопасности, которых мы все очень ждем», — резюмировал собеседник журнала, обозначив еще один крупный канал продаж для интегрированных систем безопасности.
При подготовке текста использованы материалы доклада Игоря Фокина, начальника отдела контроля ТЭК — заместителя начальника управления государственного контроля ГУ ЛРР и ГК Росгвардии на XXII международном форуме «Технологии безопасности».
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: ТЭК: чего хотят заказчики?
Герой номера:
Сергей Кабеда,
вице-президент альянса компаний «Рубеж»
Продукт номера: Камеры видеонаблюдения для промышленных объектов