Всеобщая сертификация

26 августа 2018, 17:00    506

Все без исключения технические средства обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) будут сертифицированы на соответствие новым требованиям к их функциональным свойствам. Соответствующий проект постановления
правительства подготовлен 11-м Центром ФСБ РФ, уже проходит утверждение и должен быть принят до конца 2015 года. Непрошедшее сертификацию оборудование будет подлежать полной замене в течение 24 месяцев — закрепить эту норму в поправках к транспортному 16-ФЗ предложил
фонд «Транспортная безопасность».

Требование проводить обязательную сертификацию средств безопасности на транспорте прописано в п.8 ст.12.2 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции от 15-ФЗ от 23.02.13). До сих пор оно не выполняется, так как правительством не определен порядок сертификации.

В 2014 году Центр по лицензированию, сертификации и защите гостайны ФСБ РФ (11-й Центр ФСБ) разработал необходимый проект постановления и в июле прошлого года вынес его на обсуждение. Документ прошел все стадии согласования, включая экспертизу, пролежал в правительстве год и вернулся к разработчику с формулировкой «для внесения технических правок».

Эксперты не исключают, что задержка с принятием постановления была вызвана консультациями с крупнейшими компаниями транспортного комплекса, которые уже вложили огромные средства в ТСОТБ. Единственный способ не тратиться на обязательную сертификацию уже установленного оборудования — дождаться окончания срока его эксплуатации. Сейчас с момента установки ТСОТБ уже прошло от трех до пяти лет, а на момент вступления в силу требований об обязательной сертификации пройдут все семь. Таким образом, субъекты транспортного комплекса просто выведут ТСОТБ из эксплуатации по сроку годности, а на замену поставят оборудование, сертифицированное производителем или продавцом.

В начале октября 2015 года проект постановления «Об установлении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) и порядке их сертификации» вновь поступил на утверждение правительства и сейчас проходит процедуру формирования окончательного варианта текста (статус документа на сайте regulation.gov.ru). По словам директора фонда «Транспортная безопасность» Валерия Большакова, постановление может быть принято до конца 2015 года.

МАТЧАСТЬ

Обязанности по организации сертификации ТСОТБ распределены между пятью федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), которые будут исполнять функции органов по сертификации: ФСБ, МВД, МЧС, Минтранс и Россвязь. При этом за каждым ведомством будет закреплена определенная зона ответственности.

•ФСБ РФ — системы и средства досмотра, включая технические средства подавления радиосигналов и локализации взрыва, интеллектуального видеонаблюдения.

•МВД РФ — системы и средства контроля доступа, сигнализации, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи.

•МЧС РФ — технические средства оповещения.

•Россвязь — средства связи, приема и передачи информации.

•Минтранс РФ — системы сбора и обработки информации.

Функционал министерств и ведомств для обеспечения обязательной сертификации будет реализован по принципу «одного окна». В течение года после выхода постановления уполномоченные ведомства должны утвердить положения о сертификации, перечни оборудования для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС), а также методики оценки функциональных свойств оборудования.

Проект постановления предусматривает три схемы сертификации:

•схема № 1 — применяется при сертификации единичных образцов ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемый единичный образец;

•схема № 2 — применяется при сертификации партии ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия выдается только на сертифицируемую партию;

•схема № 3 — применяется при сертификации серийно выпускаемых ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и оценку возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия ТСОТБ. Инспекционные проверки сертифицированных ТСОТБ осуществляются в течение всего срока действия сертификата соответствия с оценкой возможности заявителя выпускать ТСОТБ. Сертификат соответствия выдается сроком на 3 года.

ЛОМАТЬ НЕ СТРОИТЬ?

Примечательно, что ни в тексте проекта постановления правительства, ни в предлагаемых поправках в 16-ФЗ не прописан четкий порядок сертификации ранее установленного оборудования. Порядок сертификации ТСОТБ в приложении к проекту постановления правительства четко описывает категории заявителей на получение сертификата:

1. продавец ТСОТБ;

2. изготовитель ТСОТБ;

3. юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Как видно, владельцы уже установленных ТСОТБ в перечне не фигурируют. Формально они подпадают под третью категорию заявителей. Но тогда остается не понятным, каким образом должна проводиться процедура сертификации уже установленного на объектах оборудования. Заявитель обязан предоставить испытательным лабораториям возможность отбора образцов ТСОТБ, но как это сделать, не демонтируя действующую на объекте систему безопасности, — вопрос без ответа.

СТАРАЯ ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Пока ни 16-ФЗ, ни проект постановления № 11 Центра ФСБ РФ не содержат разъяснений о сроках проведения обязательной сертификации и порядке вывода из эксплуатации ненадлежащих систем безопасности на транспорте, которые устанавливались все эти годы. Например, когда в 1998 году Минатом вернул обязательную сертификацию оборудования для атомной отрасли (приказы № 281 Минатома, № 168 Госстандарта и № 39 Госатомнадзора), переходный период на сертифицированные устройства и системы в атомной промышленности был щадящим — не прошедшие обязательную сертификацию изделия продолжали работать до истечения срока эксплуатации.

Однако, судя по всему, в транспортном комплексе все будет по-другому. Фонд «Транспортная безопасность» в рамках рабочей группы по транспортной безопасности при профильном комитете Госдумы предложил на рассмотрение пакет поправок к 16-ФЗ. Изменения касаются того самого п.8 ст. 12.2. Фонд предлагает владельцам уже установленных изделий и систем два года на приведение оборудования в соответствие с требованиями постановления правительства. Эксплуатация ТСОТБ, не прошедших обязательную сертификацию, будет запрещена.

 


Был ли вам полезен данный материал?


Всеобщая сертификация

Вопрос номера:
На что ориентирован рынок
транспортной безопасности?

Герой номера:
Владимир Черток,
заместитель руководителя Ространснадзора

Продукт номера:
Тахографы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3510 s
queries: 140 (0.0313 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.