Транспортные ГОСТы набирают скорость

26 августа 2018, 17:02    534

Технический комитет №129 «Безопасность транспортная», созданный на базе ЗАО «Рустехинновации» и Ассоциации «Транспортная безопасность», передал Росстандарту первый отраслевой ГОСТ, содержащий общие требования
и определения. Поскольку это первый в истории технический комитет по стандартизации рынка транспортной безопасности, заявленный объем работы выглядит гигантским. Новые ГОСТы, которые выходят «из-под пера» ТК 129, в большинстве случаев будут включаться в нормативную документацию  минтранса. Поэтому участникам рынка следует внимательно отнестись к планам комитета. 

 

Летом 2015 года технический комитет №129 начал работать с чистого листа. По словам председателя ТК 129 и председателя правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Александра Свешникова, «в России ноль стандартов по транспортной безопасности, поэтому ни о какой переработке существующей базы речь не идет». После разработки первого ГОСТ Р «Безопасность транспортная. Общие требования», комитет был вынужден расширить ранее заявленный план стандартов и включить в число первоочередных стандарты на сертификацию интроскопов, систем досмотра и систем видеонаблюдения. Поскольку эти стандарты явно пишутся под грядущее постановление правительства о введении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), то влияние новых ГОСТов ощутят на себе все без исключения производители и интеграторы, работающие на этом рынке.

Александр Свешников, председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность», председатель ТК 129 «Безопасность транспортная»

- Мы решили стандартизировать рынок на основе самых высоких требований к ТСОПБ и системам, чтобы камеры за $50 вообще не имели права здесь существовать. В стандарты можно вносить изменения раз в полгода. Поэтому мы надеемся, что будем успевать все это делать.

Сейчас перед нами встал еще один вопрос: как увязать ГОСТы и систему обязательной сертификации, которая вот-вот будет введена в транспортной безопасности. Поэтому мы начали взаимодействовать с 11-м Центром ФСБ (Центр по лицензированию, сертификации и защите гостайны ФСБ. — прим. ред.), который разрабатывает требования к функциональным свойствам ТСОТБ и порядок их сертификации.

В результате Центр вошел в состав технического комитета и сейчас работа ведется параллельно: наши специалисты предлагают ввести современные требования в постановление о системе сертификации ТСОТБ, 11-й Центр ФСБ пишет саму систему. Если она будет супер, мы ее возьмем и положим в ГОСТ. Если мы быстрее сделаем ГОСТ, то отдадим его Центру, и наш стандарт станет частью системы сертификации.

На днях Ространснадзор, который тоже входит в состав ТК 129, выступил с инициативой включить в план разработку четырех новых стандартов по безопасности полетов гражданской авиации. Мы приняли их в работу. Это нормальная ситуация, когда члены комитета, профессиональные сообщества предлагают разработку новых стандартов. Более того, я постоянно призываю к этому участников рынка: приходите, садитесь и пишите. Мы знаем, как утвердить стандарт, потому что есть ГОСТ на написание ГОСТа. И мы говорим: коллеги, вы пишете содержательную часть стандарта, потому что вы специалисты и это ваш рынок. А комитет приводит ваш стандарт в соответствие с требованиями закона и обеспечивает его принятие, поскольку знает, как это правильно делается. В результате сейчас в ТК вступили 40 участников, и каждый из них точно знает, зачем он решил заняться стандартизацией.

Продукцию, которая не соответствует ГОСТам и современным требованиям, скоро нельзя будет продать вообще. Новыми ГОСТами мы хотим убрать недобросовестных производителей, чтобы не гнали халтуру и не собирали технические средства безопасности на коленке. В результате на рынке останутся только качественные изделия и системы. Поэтому основными заказчиками новых стандартов сейчас являются как раз производители и разработчики качественных ТСОТБ и технологий, заинтересованные в зачистке рынка от недобросовестных конкурентов. При этом мы открыты для всех. Не думаю, что кто-то сможет сказать: у меня уже не покупают, потому что ТК 129 выпустил стандарт, который выкинул меня с рынка. Пожалуйста, приходите в ТК, участвуйте в разработке этих стандартов, и тогда вы будете в теме. Если нет, тогда вы будете за бортом.

Стандарты, которые разрабатывает наш комитет, по способу финансирования делятся на два типа. Государственные заказывает и оплачивает государство. К этой категории относился первый стандарт, который мы сделали по транспортной безопасности. Коммерческие стандарты оплачивают участники рынка. Есть стоимость разработки стандарта — она известна. Если участник рынка хочет стандарт, то он оплачивает его разработку.

Есть очень много примеров, как компании с помощью стандартов входили в рынок и развивали бизнес. Например, компания «Страж», которая делает пломбы и пломбировочные устройства, существует 15 лет. И за 15 лет она выпустила 15 стандартов. В результате они стали крупнейшими производителями, а их продукция — лучшей в стране. Потому что они каждый год пишут новый стандарт качества, и конкуренты за ними просто не успевают. Производителю хорошо — он цивилизованно устраняет конкурентов, покупателю хорошо — он получает продукцию отличного качества по приемлемой цене, регулятору хорошо — ему нет необходимости за свой счет стандартизировать рынок пломбировочных устройств. Вот что такое система стандартизации, с помощью которой можно занять рынок. Поэтому тот, кто не успеет и не сможет соответствовать ГОСТам, тот не сможет продавать. Следовательно, производители ТСОТБ должны либо подтягиваться под современные требования — а требования мы будем прописывать самые инновационные и лучшие, — либо уходить с рынка.


Был ли вам полезен данный материал?


Транспортные ГОСТы набирают скорость

Вопрос номера:
На что ориентирован рынок
транспортной безопасности?

Герой номера:
Владимир Черток,
заместитель руководителя Ространснадзора

Продукт номера:
Тахографы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3039 s
queries: 148 (0.0212 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.