Тахографы. Все под контролем?

26 августа 2018, 16:51    457

Российские производители цифровых тахографов ожидают резкого увеличения объемов продаж в 2016–2017 годах. Это произойдет после того, как граждан, владеющих грузовиками и автобусами, уравняют в правах с юрлицами. Учитывая, что емкость рынка тахографов составляет 160 млрд рублей, а освоен он менее чем на 10%, перед ключевыми производителями открываются неплохие перспективы. Пока производителей в России всего семь, а моделей тахографов с криптозащитой (СКЗИ), разрешенных к применению, девять.

Все цифровые тахографы с блоком СКЗИ, разрешенные к установке в РФ, представляют собой устройства для записи зашифрованной информации в память и на именную электронную карту водителя. Принцип работы любого тахографа основан на обработке электрических импульсов от датчика скорости и фиксации времени, проведенного транспортным средством в движении.

Тахографы, которые были выпущены в соответствии с остановлением правительства № 720 и установлены на транспортные средства до 11.03.14, оснащались модулем ГЛОНАСС/GPS. Кроме данных с датчика скорости такие тахографы регистрировали дополнительную информацию о передвижениях автомобиля.

После выхода приказа Минтранса России № 36 от 13.02.13 вместо модуля ГЛОНАСС, отвечающего за мониторинг, появился блок СКЗИ со встроенным ГЛОНАСС. Назначение модуля СКЗИ— сохранение данных в зашифрованном виде, что препятствует корректировке или искажению данных. Эксплуатация модуля СКЗИ рассчитана на три года с последующей его заменой.

ЗАКОНЫ О ТАХОГРАФИИ

1995 г. Принятие 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Перевозчики грузов и пассажиров обязаны оснащать ТС техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации.

1996 г. Начало оснащения ТС аналоговыми тахографами. Постановление правительства № 922.

2009 г. Переход с аналоговых на цифровые тахографы. Постановление Правительства № 720 (вступило в силу с сентября 2010 года).

2010–2011 гг. Начало массового производства цифровых тахографов.

2013 г. Приказы Минтранса № 36 и № 237 (если исходить из ст. 4. п.3. 184-ФЗ, то они носят рекомендательный характер) о переходе на цифровые тахографы с СКЗИ (при обязательном соблюдении постановления № 720). Введение штрафов за отсутствие тахографа.

2014 г. Начало массового производства тахографов с СКЗИ.

2015 г. Регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.

2018 г. Регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.

До 1 января 2018 года должны быть переоснащены все ТС категорий N2, N3, M2 и M3, в которых мастерскими установлены тахографы по постановлению № 720 до 11.03.14 или производителями установлены тахографы по ЕСТР до 01.04.14.

СТРУКТУРА ПАРКА ТАХОГРАФОВ В РФ НА НОЯБРЬ 2015 ГОДА

Таким образом, парк тахографов РФ сейчас сформирован тремя основными типами изделий: приборы без СКЗИ, приборы с СКЗИ и приборы по ЕСТР. Российские производители тахографов, опрошенные журналом RUБЕЖ, утверждают, что изделия трех типов имеют на рынке примерно равные доли с естественной тенденцией к росту тахографов с блоком СКЗИ за счет сокращения доли приборов, установленных по постановлению правительства № 720.

Разрешенные к применению в России тахографы вносятся в реестр ФБУ «Росавтотранс». В настоящее время в реестре ФБУ «Росавтотранс» 9 моделей тахографов от 7 производителей (Таблица 1). Для международных перевозок установлены три модели (Таблица 2). В России зарегистрировано около 4,1 млн транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами (Таблица 3).

По данным Минтранса, исключения из перечня ТС, подлежащих оснащению тахографами с СКЗИ следующие:

•пассажирские и грузовые троллейбусы;

•автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и транспортные средства с кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, ТС ЖКХ, ТС для обслуживания нефтяных и газовых скважин, автобусы для ритуальных услуг, самоходные сельскохозяйственные машины и т. д.;

•ТС, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями;

•ТС органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность;

•ТС транспортной инспекции;

•ТС, не предназначенные для коммерческих перевозок, с года выпуска которых прошло 30 и более лет.

Исходя из этого российский рынок тахографов без учета монтажа и сервисного обслуживания можно оценить в 160 млрд рублей.

По данным начальника отдела тахографического контроля ФБУ «Росавтотранс» Анатолия Конопляного, на данный момент в РФ установлено и зарегистрировано более 430 тысяч тахографов и около 310 тысяч из них активировано.

Факторов, которые сдерживают массовую установку тахографов с СКЗИ, два. Во-первых, переход от приборов с модулем ГЛОНАСС/GPS на приборы с блоком СКЗИ в 2013–2014 годах был слишком резким — рынок просто не успел подготовиться. Например, производством блоков СКЗИ в России до сих пор занимается одна-единственная московская компания ООО «Спецпроект-2». Питерское ООО «Интек» в перечне производителей СКЗИ на сайте Росавтотранса стоит пока скорее для красоты и антимонопольного ведомства. Естественно, одна копания физически не сможет за год насытить рынок блоками криптозащиты в необходимом количестве, ведь речь идет о 4 млн устройств.

Во-вторых, российское транспортное законодательство до последнего времени предоставляло значительные преференции частным автовладельцам-физлицам. Если юридические лица и индивидуальные предприниматели подпадают под действие 196-ФЗ и, как следствие, должны устанавливать тахографы или платить штрафы за их отсутствие, то о физлицах в законе ничего не сказано. В результате началась массовая перерегистрация грузовых автомобилей и автобусов на физлиц, что позволило вывести этот автопарк из-под регулирования техрегламента о транспортной безопасности. Как видно из Таблицы 4, физлицам сейчас принадлежит более половины всех грузовиков и автобусов в стране.


Был ли вам полезен данный материал?


Тахографы. Все под контролем?

Вопрос номера:
На что ориентирован рынок
транспортной безопасности?

Герой номера:
Владимир Черток,
заместитель руководителя Ространснадзора

Продукт номера:
Тахографы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2985 s
queries: 140 (0.0220 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.