Ирина Яшина
Начальник Учебно-исследовательского центра при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
Контроль рынка систем безопасности в Кыргызской Республике происходит с оглядкой на опыт других стран. Особенно по части технических регламентов и процедур, антимонопольного регулирования и мер поддержки производителей. Ключевым инструментом регулирования при этом должно стать соответствие специальному техническому регламенту ЕАЭС.
Регулирование рынка систем безопасности в Кыргызстане
При регулировании рынка систем безопасности в Кыргызской Республике учитывается опыт других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), особенно по части гармонизации технических регламентов, сертификационных процедур, антимонопольного регулирования и мер поддержки отечественного производства. Все это способствует сближению требований, взаимному признанию сертификатов и созданию единых правил конкуренции на общем рынке.
В Кыргызстане контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и технического регламента ТР ЕАЭС 043/2017 («О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения») осуществляется через антимонопольное регулирование, обязательную сертификацию продукции, таможенный и технический надзор, а также меры по поддержке отечественных производителей и противодействию недобросовестному импорту, в том числе из Китая.
Геополитическая обстановка в республике стимулирует ужесточение требований к пожарной безопасности критической инфраструктуры, ускоряет импортозамещение, гармонизацию с ЕАЭС и адаптацию норм к отечественным и союзным технологиям. Все это влияет на содержание и приоритеты нормотворческой деятельности в сфере пожарного законодательства.
В рамках ЕАЭС в Кыргызстане также реализуются меры поддержки инноваций в сфере систем безопасности через доступ к единому рынку, льготное финансирование, техническую стандартизацию, научно-техническое сотрудничество и поддержку локализации совместных разработок с партнерами по союзу.
Поставщики оборудования для гособъектов
При выборе поставщиков оборудования для систем безопасности на гособъектах Кыргызстан ориентируется на происхождение продукции, соответствие техническим регламентам ЕАЭС, локальную техническую поддержку, репутацию производителя и его вклад в технологическую независимость страны.
Доступность обучения и технической поддержки китайского оборудования систем безопасности ограничена и обеспечивается в основном через частных дистрибьюторов. От китайских производителей на уровне ЕАЭС требуются сертификация, наличие представителя, русскоязычная документация и организация качественной послепродажной поддержки.
Между двух центров притяжения
В Кыргызстане наиболее актуальными являются китайские разработки в области видеоаналитики, биометрии и облачных систем, а также российские решения по пожарной безопасности, интегрированным платформам и импортозамещающим охранным системам, соответствующим требованиям ЕАЭС и ориентированным на критически важную инфраструктуру. Российские компании имеют конкурентные преимущества перед китайскими производителями на рынке ЕАЭС в областях пожарной безопасности, интегрированных платформ, систем контроля доступа и послепродажной поддержки, особенно когда требуется соответствие техническим регламентам и требованиям критической инфраструктуры.
Для проверки безопасности, например, китайского оборудования перед его внедрением в инфраструктуру власти применяют сертификацию соответствия техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС), технический аудит, таможенный и ведомственный контроли, а также регулируют процесс через локальных специалистов и внутренние допуски.
При этом для поддержки импортозамещения в сфере систем безопасности в Центральной Азии реализуются финансовые меры в качестве льготных кредитов, субсидий, инвестиционных грантов, регуляторные преференции как приоритет в госзакупках и упрощенной сертификации, а также информационная и инфраструктурная поддержка в виде консалтинга, выставок и бизнес-инкубаторов.
