Олеся Овчар
Генеральный директор «Анлим-Софт»
«Анлим-Софт» в 2025 году сделала ставку на перестройку как командных акцентов, так и флагманской архитектуры продуктов. Генеральный директор компании Олеся Овчар рассказала в интервью RUБЕЖ, какие вызовы стали катализатором изменений, а какие возможности открыли новые перспективы.
— Какие события в 2025 году оказали наибольшее влияние на ваш бизнес?
Олеся Овчар: В 2025 годом наша компания прошла период полной трансформации и перезагрузки. Мы полностью пересобрали команду, заново расставили приоритеты в нашей продуктовой линейке с учетом меняющейся реальности и требований рынка.
Безусловно, 2025 год для отрасли был непростым. Именно поэтому мы решили сосредоточиться на перестройке процессов изнутри, чтобы обеспечить рост в 2026 году.
— Какова емкость рынка в вашем сегменте в 2025 году?
О. Овчар: Оценить емкость рынка ИТ-услуг в сфере транспортной безопасности можно только разбив задачу на ключевые компоненты. Если опираться на общую аналитику, то эксперты оценивают рынок в диапазоне 20-40 млрд рублей. Но опять же, повторюсь, все зависит от методологии оценки. Это нишевый, но растущий сегмент. А росту способствуют, на мой взгляд, в первую очередь ужесточившиеся требования регуляторов, начиная от общего требования по импортозамещению объектов КИИ и заканчивая отраслевыми нормативными актами, такими как постановление №969.
— Как изменилась структура ваших заказчиков в 2025 году?
О. Овчар: Принципиально структура не поменялась, так как продукт нишевый, ключевых заказчиков мы понимали еще на старте проекта.
— Какие инновации в вашем сегменте — отечественные или зарубежные — вы бы выделили особо по итогам 2025 года? Какие отрасли стали драйверами роста в 2025 году?
О. Овчар: Рынок транспортной безопасности в РФ в 2025 году находился в состоянии «регулируемого технологического рывка». Драйверы — ИИ, цифровые двойники и т.д., — толкали рынок вперед, создавая качественный спрос и увеличивая его емкость.
Сдерживающие факторы, например, ограничения элементной базы, централизация, определяли качество, скорость и архитектуру этого роста. Они смещали фокус с «лучшего технологического решения» на «безопасное и соответствующее стандартам». Поэтому ключевой «инновацией» стала способность игроков работать в новой парадигме, то есть реализовывать идеи и создавать эффективные решения в жестких регуляторных и технологических рамках. Это и определило победителей — тех, кто лучше всего интегрировался в экосистему национальных стандартов и госкомпаний-заказчиков.
— Какие принципиально новые продукты вы запустили в 2025 году?
О. Овчар: Как я ранее сказала, мы весь 2025 год посвятили переосмыслению и пересборке наших продуктов.
Флагманским продуктом в сфере транспортной безопасности для нас остается «АРГОС», с которым мы успешно прошли повторную сертификацию в рамках постановления Правительства №969 — подтвердили качество и работоспособность продукта. При этом мы уделили много времени пересмотру архитектуры. Мы сделали наше решение гибким и масштабируемым под различные объекты транспортной инфраструктуры, включая оборудование и подсистемы, которые могут теперь «без боли» быть интегрированы в единую платформу безопасности и превентивного анализа «АРГОС».
— Каких новых партнеров вы приобрели в 2025 году? Как это повлияло на бизнес?
О. Овчар: Для нас, как для разработчика ПО, поиск технологических партнеров — обязательная часть нашей бизнес-модели. Это позволяет нам быстрее выводить продукт на рынок, делать его надежнее и масштабируемее, выдерживать конкурентоспособность на фоне крупных игроков.
Сложно выделить какого-то одного или нескольких партнеров, скорее, это постоянный перманентный процесс анализа отрасли и поиска в ней надежных партнеров. Иначе в современной высококонкурентной и быстроменяющейся среде одиночки обречены на крайне медленный рост.
— Появились ли новые зарубежные игроки на отечественном рынке в вашем сегменте?
О. Овчар: Думаю, сейчас ключевая конкуренция складывается все-таки среди отечественных компаний. Заказчики уже осознали практически в полной мере, что надежды на зарубежных игроков нет в силу высокого влияния внешней политики.
— Назовите три главных стратегических риска и три возможности на 2026–2027 гг.
О. Овчар: В качестве ключевых стратегических вызовов на 2026–2027 гг. мы прежде всего выделяем критическую зависимость от импортной микроэлектроники на фоне ужесточения требований к КИИ. Также назрели кадровый дефицит и перегрев рынка ФОТ в сегменте высококвалифицированных системных архитекторов. На горизонте и растущая уязвимость физических систем безопасности перед лицом целенаправленных кибератак.
Возможности:
- Переход от точечных объектов к созданию единых платформ безопасности.
- Использование накопленных данных для предиктивного анализа (предотвращение инцидентов до их совершения).
- Создание технологических альянсов с производителями российских видеокамер и датчиков для предложения коробочного решения.
— Перечислите тренды, которые оказывают влияние на ваш сегмент сейчас и будут актуальны в ближайшие два-три года.
О. Овчар: Во-первых, это перенос обработки данных непосредственно на ПАК, чтобы снизить нагрузку на каналы связи и повысить скорость реакции. Во-вторых, слияние классической безопасности (ОПС, СКУД) с ИТ-мониторингом и промышленной автоматизацией.
— Какие продукты или решения вашей компании станут приоритетными в 2026 году?
О. Овчар: ПАК «АРГОС» позиционируется как интеллектуальный центр, который связывает разрозненные подсистемы в единый организм. Наш продукт — не просто «железо» с софтом, а гибкая платформа, которая интегрирует наследие (уже установленное оборудование) и новые интеллектуальные модули без потери производительности и в полном соответствии с ПП №969.
— Планируете ли вы в 2026 году вывод новых решений с ИИ, IoT, edge-вычислениями?
О. Овчар: Безусловно, да! И это уже не тренд, это требования текущих реалий. Объем данных с различных систем и подсистем собран огромный. Мы все сосредоточены на том, чтобы эти данные структурировать и выдавать заключения в формате предиктивней аналитики.
— Какие каналы продвижения и коммуникации с клиентами вы планируете усиливать в 2026 году?
О. Овчар: Мы усиливаем партнерские программы и прямое взаимодействие с проектными институтами, производителями оборудования. Продукт такого класса, как «АРГОС», важно закладывать уже на этапе проектирования объекта. Это позволяет строить уже абсолютно иной, высокий класс безопасных объектов.
Что же касается производителей оборудования, то мы открыты к диалогу и готовы рассматривать комплексные проекты, которые возможно реализовать в коллаборации с проверенными и стабильными участниками отрасли.
— Как, на ваш взгляд, изменятся запросы заказчиков в 2026 году?
О. Овчар: Заказчикам в 2026 году не нужна «еще одна программа». Ему нужно комплексное решение задачи, которое, наоборот, поможет оптимизировать затраты на когда-то разросшийся пул систем внутри инфраструктуры. Поэтому мы все больше уходим от простой продажи лицензий в сторону реализации комплексных проектов «под ключ» и оказания сервисной поддержки.
— Насколько вы планируете вырастить долю на рынке в 2026 году?
О. Овчар: Всегда есть план А и план Б. Мы взвешенно подходим к оценке рисков.
В оптимальном сценарии мы планируем рост доли на 15-20%. Драйвером станет необходимость плановой замены иностранных систем (регуляторные требования), у которых истекает срок эксплуатации или технической поддержки. Плюс понимание рынка о том, что физическая (транспортная) безопасность должна уйти «с бумаги» на реальное ее обеспечение за счет комплекса современных систем.
— Как происходит процесс формирования приоритетов в разработке в вашей компании?
О. Овчар: Процесс формирования приоритетов в разработке, особенно в контексте регуляторных изменений, — необходимость стратегическая. Она минимизирует риски и обеспечивает устойчивость бизнеса. В нашей компании процесс принятия решений о приоритетах является системным, прозрачным и основанным на данных. При этом сам по себе цикл достаточно типовой. Сначала собираем и формализуем требования от заказчиков с учетом изменений законодательства. Проводим командой аналитиков предварительную оценку и классификацию. Далее — цикл приоритизации, декомпозиция дорожной карты на спринты и контроль исполнения. В случае появления нового срочного регуляторного требования может быть организован пересмотр приоритетов.
— Если бы вы могли изменить одну норму в российском регулировании, чтобы ускорить развитие рынка в 2026 году, какую бы выбрали и почему?
О. Овчар: Я бы инициировала унификацию протоколов обмена данными между ведомственными системами. Сейчас интеграция затруднена из-за «зоопарка» закрытых протоколов. Введение единого государственного стандарта взаимодействия интеллектуальных систем безопасности кратно ускорило бы рынок.
— Как будете бороться с кадровым дефицитом?
О. Овчар: Наша стратегия борьбы с кадровым дефицитом и развития компетенций строится на трех китах — выращивание, привлечение, удержание. Глобальная задача, к которой мы планомерно идем, — создание самообучающейся организации, где дефицит кадров компенсируется гибкостью, скоростью обучения и внутренней мотивацией сотрудников расти вместе с компанией. Мы инвестируем в людей, они — наш основной актив и будущее компании. Кадровый дефицит преодолевается не разовыми наймами, а устойчивой системой выращивания и притяжения талантов.
В каких выставках ваша компания примет участие в 2026 году и чем обоснован выбор площадки?
О. Овчар: Мы рассматриваем в первую очередь форумы, где сосредоточено экспертное сообщество в части транспортной безопасности. При это крупные федеральные форумы (ЦИПР, KDW и прочие) тоже интересны и дают нам возможность не только заявить о себе с позиции построения безопасного объекта, а даже более амбициозно — помочь решить задачи безопасности в рамках целого региона.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

