Игорь Ядрихинский
заместитель исполнительного директора PERCo
Игорь Ядрихинский, заместитель исполнительного директора по развитию компании PERCo, в интервью журналу RUБЕЖ подвел итоги ушедшего года. В 2025 году перед компанией стояло несколько серьезных вызовов, связанных с переориентацией на зарубежных рынках: сегодня активно развивается присутствие на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии, Африки. Тенденции в управлении доступом, продуктовая стратегия, а также риски и возможности российского рынка — ключевые темы беседы.
— Каким словом вы бы охарактеризовали 2025 год? Какие главные события или изменения в 2025 году оказали наибольшее влияние на ваш бизнес?
Игорь Ядрихинский: Для нас это слово — «производство». В конце 2023 года мы начали строительство нового производственного корпуса нашего завода в Пскове площадью около 7 000 кв. м. Сегодня объект находится на завершающей стадии ввода в эксплуатацию. Расширение производства поможет сократить сроки изготовления продукции и обеспечить при этом стабильность поставок даже с учетом увеличения номенклатуры.
— Какова емкость рынка (в вашем сегменте) в 2025 году? Он продемонстрировал рост или стагнацию?
И. Ядрихинский: В 2025 году мы видим рост во всех ключевых сегментах, где работаем: СКУД, турникеты, дорожная автоматика и системы платных парковок. Рынок остается достаточно фрагментированным, поэтому точные цифры емкости сложно назвать, но, по нашим наблюдениям, спрос увеличился, особенно благодаря импортозамещению и развитию региональной инфраструктуры.
— Как изменилась структура ваших заказчиков в 2025 году?
И. Ядрихинский: В 2025 году структура наших заказчиков в целом не изменилась и по-прежнему остается диверсифицированной как по отраслям, так и по масштабу бизнеса. Наши решения используются в самых разных сценариях, от небольших офисов до крупных промышленных объектов как в коммерческом секторе, так и в государственных и федеральных проектах.
— Какие инновации в вашем сегменте, отечественные или зарубежные, вы бы выделили особо по итогам 2025 года? Какие отрасли стали драйверами роста в 2025 году?
И. Ядрихинский: По итогам 2025 года мы не видим появления принципиально новых технологий, которые уже сейчас кардинально изменили бы рынок безопасности. Скорее, речь идет о развитии уже известных тенденций. В сегменте СКУД это переход к идентификации без физических носителей, где человеческое участие в процессе верификации сведено к минимуму, что обеспечивает более автономные и цифровые сценарии доступа. Во многом здесь получают вторую жизнь проверенные технологии, такие как BLE.
Еще один заметный тренд — более широкое применение видеоаналитики и ИИ, прежде всего на крупных объектах и в общественных пространствах. Эти решения постепенно повышают эффективность систем безопасности, но в 2025 году рынок развивался эволюционно, без резких технологических поворотов.
Сильное влияние на спрос продолжает оказывать регулирование. Усиливаются требования к безопасности критической инфраструктуры (КИИ) и образовательных учреждений, изменилась нормативная база в сфере биометрии, появляются отраслевые и региональные требования. Подобные решения регуляторов способны быстро формировать новый спрос и требуют от вендоров и интеграторов высокой гибкости.
Если говорить о драйверах роста, то в 2025 году ими стали крупные инфраструктурные проекты, транспорт, объекты КИИ и городские инициативы. При этом выручка игроков от небольших объектов растет медленнее: заказчики здесь чаще ограничиваются базовыми решениями, где высокая конкуренция создает значительное ценовое давление.
— Какие принципиально новые продукты, платформы или технологии вы запустили в 2025 году? Какие задачи они решают и какова их степень локализации/импортозамещения?
И. Ядрихинский: Ключевым запуском 2025 года для нас стал «PERCo.Паркинг» — программно-аппаратный комплекс для управления платной парковкой. Продажи решения стартовали в феврале, а уже к осени мы существенно расширили его функциональность — обновили программную часть и представили линейку специализированных устройств, от ручной кассы и контроллера парковки до двухуровневой стойки въезда и дополнительного терминала идентификации. Это позволило предложить рынку комплексное решение для парковочных пространств разного масштаба.
Помимо этого, в 2025 году вышли обновленные версии программных продуктов PERCo-Web и «PERCo.Школа», были представлены две новые модели контроллеров СКУД, а также обновлена линейка исполнительных устройств, включая полноростовой турникет с защитой IP66, новую электронную проходную и несколько моделей шлагбаумов.
С точки зрения локализации и импортозамещения все решения PERCo, от программного обеспечения до оборудования, разрабатываются собственным департаментом НИОКР. Оборудование производится на нашем заводе в Пскове. Это обеспечивает полный контроль над качеством, устойчивость цепочек поставок и независимость от внешних факторов.
— Каких новых партнеров — поставщиков сырья, ЭКБ — вы приобрели в 2025 году? Как это повлияло на бизнес?
И. Ядрихинский: В 2025 году мы не фокусировались на расширении или изменении пула поставщиков сырья или электронной компонентной базы. Предложения существующих поставщиков нас вполне устраивают с точки зрения и качества компонентов, и ценообразования. Наша стратегия была направлена на повышение производственной независимости за счет развития собственного производства полного технологического цикла. Вместо поиска новых поставщиков мы инвестировали в модернизацию завода и приобретение высокотехнологичного оборудования, что позволило сократить сроки изготовления продукции и повысить стабильность поставок.
В области развития международного бизнеса в 2025 году перед нашей компанией стояло несколько серьезных вызовов, связанных с переориентацией на зарубежных рынках: сегодня мы активно развиваем присутствие на Ближнем Востоке, в странах Залива, Юго-Восточной Азии, а также Африки. В 2025 году, выполнив поставку оборудования крупному предприятию по переработке алюминия в Республике Гвинея, мы открыли для себя 96-ю страну присутствия.
— Какие совместные проекты, коллаборации или интеграции с другими вендорами/интеграторами вы реализовали в 2025 году? Как рынок отреагировал на такие решения?
И. Ядрихинский: Для нас, как для разработчика СКУД, технологические партнерства в первую очередь означают интеграции PERCo-Web со смежными системами, которые позволяют заказчикам получать комплексные решения «из коробки». Такие интеграции — это не разовый проект, а постоянная работа по поддержке и развитию совместимости по мере обновления продуктов партнеров.
В 2025 году мы реализовали интеграции системы PERCo-Web с рядом российских решений, включая охранно-пожарную систему «Рубеж», систему видеонаблюдения «Интеллект Х», алкотестер «Алкорамка» и биометрические решения BIOSMART. Рынок положительно реагирует на такой подход: заказчики ценят возможность быстрее внедрять системы и снижать затраты на интеграцию и сопровождение.
Помимо технологических интеграций, мы развиваем и совместные маркетинговые проекты — очные и онлайн-мероприятия с партнерами, где демонстрируем практические сценарии применения комплексных решений.
— Появились ли новые зарубежные игроки на отечественном рынке в вашем сегменте?
И. Ядрихинский: По нашей оценке, в 2025 году в сегментах, где мы работаем, новых зарубежных игроков на российском рынке не появилось. Напротив, продолжается обратная тенденция: решения иностранных компаний замещаются продукцией российских производителей, которые последовательно увеличивают уровень локализации производства.
— Три главных стратегических риска и три возможности на 2026–2027 гг.
И. Ядрихинский: Среди ключевых стратегических рисков на 2026–2027 годы мы выделяем усиление и усложнение регулирования. Регуляторная неопределенность и рост требований могут ограничивать применение отдельных технологий, увеличивать сроки внедрения решений и повышать стоимость проектов. Второй риск связан замедлением инвестиционной активности заказчиков на фоне макроэкономической неопределенности. Третий фактор риска — дефицит квалифицированных кадров у интеграторов и подрядчиков, который способен замедлять реализацию проектов и увеличивать их себестоимость.
При этом возможности рынка также значительны. Физическая безопасность долгое время оставалась консервативной и инертной отраслью, однако сейчас она сблизилась с ИТ. Системы контроля доступа начинают восприниматься как часть цифровой инфраструктуры, и к ним растут требования по гибкости, открытости, скорости обновлений и интеграции с другими платформами. Это открывает пространство для развития современных архитектурных решений и взаимодействия с цифровыми экосистемами заказчиков.
Примером такого сдвига является запрос на интеграцию СКУД с парковочными системами. Он вызван стремлением заказчиков объединить решения для управления доступом в единую ИТ-инфраструктуру и во многом обусловлен технологической зрелостью платформ, которые сегодня готовы к такой интеграции. Мы уже предлагаем подобные решения, обеспечивая сквозное управление доступом в рамках цифровой экосистемы.
— Назовите тренды, которые оказывают влияние на ваш сегмент сейчас и будут актуальны в ближайшие два-три года.
И. Ядрихинский: Ключевой тренд в сегменте СКУД — рост требований к интеллектуальности и удобству систем. Заказчики ожидают, что решения будут не просто контролировать доступ, а легко внедряться, просто администрироваться и органично встраиваться в цифровую инфраструктуру.
В сегменте исполнительных устройств усиливается внимание к внешнему виду и эргономике: оборудование должно быть не только надежным, но и обладать строгим и лаконичным дизайном, который хорошо соответствует современным тенденциям в интерьере.
С технологической точки зрения к исполнительным устройствам появляются новые требования по управляемости и простоте встраивания в ИТ-инфраструктуру. Например, подключение турникета через Ethernet позволяет напрямую мониторить события и ошибки. Это пока не массовая тенденция, но мы уже получаем такие запросы от крупных российских и зарубежных заказчиков.
— Какие продукты или решения вашей компании станут приоритетными в 2026 году, и в чем их уникальное торговое предложение (УТП) на фоне конкурентов? Каков ключевой акцент в коммуникациях на 2026 год?
И. Ядрихинский: Если говорить об оборудовании, у нас всегда есть несколько продуктов «на низком старте», готовых к выходу на рынок. Мы не стремимся производить все подряд только потому, что появился временный спрос, например, из-за ухода зарубежных производителей. Наша цель — находить инженерные решения, которые действительно дают конкурентное преимущество.
Попробую пояснить на примере электронных замков. Их выпускают как мировые лидеры, так и множество китайских производителей. Мы создали свой замок, потому что увидели возможность решить несколько типичных проблем с эксплуатацией и монтажом. В нашем замке засов приводится в движение ручкой двери, а система СКУД лишь разблокирует его, что исключает заклинивание. Питание проходит через сам засов, а вся проводка прокладывается в откосе, поэтому не требуется делать пропил в двери для вывода проводки, что сильно упрощает установку. Такие инженерные решения делают продукт надежным для заказчиков и удобным для партнеров.
В программном обеспечении логика конкуренции иная. Преимущества формируются не на уровне отдельных функций. Российский рынок СКУД очень конкурентен, и если какая-то функциональность востребована у заказчиков, то ее очень быстро воспроизводят все игроки, которых можно считать лидерами рынка. Критерии выбора смещаются в сторону архитектуры системы, технологического стека и возможностей интеграции. Например, открытый API сегодня уже не преимущество, а стандарт рынка. Большое значение имеет скорость разработки и способность компании посмотреть на несколько шагов вперед, чтобы система через пару лет не превратилась ни в legacy-решение, ни в набор разрозненных доработок.
— Планируете ли вы в 2026 году вывод новых решений с ИИ, IoT, edge-вычислениями?
И. Ядрихинский: В сфере управления доступом основной областью применения ИИ сегодня остается видеонаблюдение. Сами системы контроля доступа обрабатывают сравнительно немного событий, и пока ИИ не способен кардинально изменить их работу. Закономерности и аномалии выявляются стандартными алгоритмами, а принятие решений остается за человеком, который несет ответственность за свои действия.
Мы внимательно следим за развитием ИИ на смежных рынках, чтобы вовремя реагировать на новые возможности. Что касается IoT и edge-технологий, это привычная часть нашей работы: мы давно разрабатываем и СКУД, и контроллеры, интегрируя их с другими решениями и создавая удобные комплексные системы.
— Какие каналы продвижения и коммуникации с клиентами вы планируете усиливать в 2026.?
И. Ядрихинский: Мы будем развивать привычные каналы коммуникаций — собственные мероприятия, активности совместно с партнерами и участие в выставках, организуемых независимыми операторами. Резких изменений в стратегии продвижения не планируется: мы продолжаем работать там, где можем максимально близко показать наши решения и их ценность для клиентов.
— Как, на ваш взгляд, изменятся запросы заказчиков в 2026 году? Как вы адаптируете маркетинговую и продуктовую стратегию под изменения рынка в 2026 году?
И. Ядрихинский: Запросы заказчиков будут все больше ориентированы на отраслевые сценарии: системы контроля доступа перестают быть универсальными и все чаще требуют настройки под конкретные потребности, будь то фитнес-клуб, офис, промышленное предприятие, логистический центр или учебное заведение. Наша задача — дать партнерам все необходимые инструменты и знания, чтобы адаптировать наши решения под любые бизнес-процессы и отраслевые требования.
— Насколько вы планируете вырастить долю на рынке в 2026 году. И за счет чего?
И. Ядрихинский: Мы не раскрываем конкретные цифры по выручке или доле рынка. Для нас ключевыми факторами роста в 2026 году остаются предсказуемость поставок и стабильное качество продукции — именно то, что важнее всего для крупных заказчиков. Добиваться этого мы будем через последовательные инвестиции в собственное производство.
— Процесс формирования приоритетов в разработке: на основе чего принимаются решения?
И. Ядрихинский: Приоритеты в разработке мы определяем вместе с партнерами и заказчиками. Их обратная связь помогает понять, какие решения и функции действительно востребованы, и направить ресурсы туда, где они принесут наибольшую пользу.
— Как будете бороться с кадровым дефицитом? Какая стратегия развития профессиональных компетенций сотрудников и образовательные проекты в вашей компании.
И. Ядрихинский: На сегодня кадрового дефицита мы не ощущаем: наш головной офис расположен в Санкт-Петербурге, это большой город с множеством технических вузов. Поэтому рынок предоставляет как готовых специалистов, так и выпускников, которых можно быстро адаптировать.
— В каких выставках ваша компания примет участие в 2026 году и чем обоснован выбор площадки?
И. Ядрихинский: В 2026 году мы уже приняли участие в Intersec в Дубае — крупнейшей мировой выставке по физической безопасности. Кроме того, планируем участвовать во всех ключевых для наших сегментов локальных выставках. Параллельно продолжим развивать собственные обучающие программы для партнеров и конечных заказчиков, а также будем участвовать в мероприятиях наших партнеров.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

