Павел Федяев: «Законопроект Минтранса создаст спрос на камеры с алгоритмами распознавания лиц на железнодорожных переездах»
Павел Федяев
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
Павел Федяев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, рассказал журналу RUБЕЖ о том, что продление ПП № 969 дает отрасли возможность уверенно планировать бюджеты. На вопрос, какие модели оборудования и для каких типов объектов сейчас наиболее востребованы, он ответил, что это интеллектуальные системы видеонаблюдения с аналитикой и комбинированные системы досмотра для объектов высокой категории. Спрос на автоматические камеры с алгоритмами распознавания будет особенно заметным в связи с появлением нового законопроекта Минтранса, направленного на борьбу с нарушениями на железнодорожных переездах.
ПП № 969 продлено до 1 сентября 2026 года. Каковы ваши ключевые ожидания от продления и как это повлияет на работу объектов транспортной инфраструктуры?
Павел Федяев: Это дает отрасли некую предсказуемость. Владельцы объектов транспортной инфраструктуры могут более уверенно планировать бюджеты на модернизацию и закупки, потому что есть уверенность, что в ближайшем будущем ничего не должно измениться, по крайней мере, кардинально. Думаю, что таким образом процесс обязательной сертификации оборудования может ускориться, поскольку участники рынка работают по давно утвержденным, изученным и ставшим привычными регламентам.
Чего не хватает ПП 969? Позволяет ли стабильность технических требований на ближайший год ускорить сертификацию установленных на ОТИ систем безопасности?
П. Федяев: Документ, принятый в 2016 году, уже сегодня во многом не поспевает за технологическим прогрессом. Он привязан к конкретным параметрам, например, к разрешению видеокамер или к ГОСТам. Требования ориентированы на «железо», тогда как сегодня более ценны программное обеспечение и алгоритмы. Кроме того, в документе практически не отражены вопросы кибербезопасности интегрированных систем.
На практике соблюдение постановления в последние годы сопряжено с рядом сложностей. Помимо длительных и дорогостоящих процедур сертификации, компании сталкиваются с проблемой модернизации уже развернутых систем. Зачастую для приведения объекта в соответствие с новыми трактовками требований приходится не обновлять, а полностью менять оборудование, что экономически неэффективно. Нехватка аккредитованных лабораторий также приводит к задержкам.
Как вы считаете, не мешают ли устоявшиеся требования поиску прорывных технологических решений, выходящих за их рамки? Какие требования вы предъявляете к оборудованию сверх тех, что предписывает ПП 969?
П. Федяев: Считаю, что устоявшиеся нормативные требования при всей их важности для базового уровня безопасности сегодня могут стать своеобразным буфером для прорывных технологий, так как многие из них (например, в сфере анализа данных и искусственного интеллекта) развиваются быстрее, чем обновляются документы. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда современная система с продвинутыми алгоритмами может эффективно решать задачу, но не проходит сертификацию из-за формального несоответствия устаревшим техническим параметрам, например, к разрешению изображения.
Считаю ключевыми два параметра — интеграционную открытость и кибербезопасность. Система должна не просто работать сама по себе, а легко «общаться» с другими платформами, что критически важно для оперативного реагирования. Второе: современная система безопасности сама должна быть максимально защищена от цифровых угроз, это уже не опция, а обязательное условие. В итоге рынок, имея свои практические задачи, уже диктует более строгие и комплексные стандарты, опережая нормативную базу.
Как вы оцениваете текущую конкурентную среду среди производителей ТСОТБ? Какие модели оборудования и для каких типов объектов транспортной инфраструктуры сейчас наиболее востребованы и почему?
П. Федяев: На мой взгляд, рынок технических средств обеспечения транспортной безопасности адаптируется, в условиях импортозамещения сформировалась устойчивая конкурентная среда среди российских производителей. Наибольший спрос сейчас, наверное, на интеллектуальные системы видеонаблюдения с аналитикой и комбинированные системы досмотра для объектов высокой категории. Например, в новом законопроекте Минтранса, направленном на борьбу с нарушениями на железнодорожных переездах, предлагается внедрить в большом количестве автоматические камеры с алгоритмами распознавания лиц, что создает явный спрос на сложные интеллектуальные системы. Кроме того, вступивший в марте 2025 года приказ Минтранса №34 законодательно закрепил обязательность применения технических средств досмотра. Это уже не рекомендация к закупке, а полноценное требование для обеспечения безопасности.
Для отрасли это означает, что переход на оборудование нового поколения с интеллектуальными функциями перестает быть вопросом выбора, а становится обязательным условием соответствия, формируя рынок на годы вперед.
Каковы ключевые приоритеты и критерии выбора оборудования в сфере транспортной безопасности на ближайшие годы?
— П. Федяев: Думаю, что ключевыми приоритетами станут не только страна происхождения и цена, но и киберустойчивость, энергоэффективность, а главное — способность оборудования эволюционировать вместе с растущими требованиями к безопасности.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!
