Дамир Гибадуллин: «Продление ПП 969 стабилизирует отрасль, повысив безопасность транспортной инфраструктуры»
Дамир Гибадуллин
Директор продукта АО «ЭЛВИС-НеоТек»
Дамир Гибадуллин, директор продукта АО «ЭЛВИС-НеоТек», в интервью журналу RUБЕЖ сообщил, что продуктовый портфель компании, сертифицированный по ПП 969, является рыночным преимуществом. Благодаря сертификации компания может обеспечить комплексную защиту, включая видеонаблюдение, контроль доступа и антидрон-системы, что выгодно отличает ее от тех, кто только начал процесс сертификации.
Каковы ваши ожидания от продления ПП № 969 и как это повлияет на конкуренцию в отрасли?
Дамир Гибадуллин: Продление ПП 969 до 1 сентября 2026 г. дает транспортным объектам дополнительное время на внедрение сертифицированных технических средств транспортной безопасности, включая системы физической безопасности и в перспективе защиту от БПЛА.
Ключевые ожидания:
- Увеличение спроса на импортозамещенное оборудование: компании смогут обновить системы без спешки, фокусируясь на ГОСТ-сертифицированных решениях (видеонаблюдение, видеоаналитика, биометрия, охрана периметра).
- Рост инвестиций в антиБПЛА-технологии: для уязвимых объектов — системы радиоэлектронной разведки (РЭР), радиоэлектронного подавления (РЭП), интегрированных с системами верхнего уровня.
- Стимул для цифровизации: интеграция ИИ-аналитики в физическую защиту для соответствия требованиям надежности и минимизации ложных тревог.
Влияние на конкуренцию:
- Консолидация рынка: малый бизнес уступит лидерам с полным циклом (сертификация + проектные и изыскательские работы + строительно-монтажные работы + пусконаладка).
- Новые ниши для антиБПЛА-защиты: появятся специализированные поставщики оборудования, программного обеспечения и услуг.
- Ценовая война смягчится: фокус на сроки, качество и сервис, с ростом доли российских решений до 70–80%.
Это продление стабилизирует отрасль, повысив безопасность транспортной инфраструктуры.
Считаете ли вы свой текущий портфель сертифицированной продукции ключевым конкурентным преимуществом? Планируете ли расширять его, используя период стабильности, чтобы укрепить свои позиции перед теми, кто только начинает процесс сертификации.
Д. Гибадуллин: Продуктовый портфель, сертифицированный по ПП 969, является рыночным преимуществом. Это подтверждает соответствие оборудования строгим требованиям безопасности, что повышает доверие заказчиков и позволяет участвовать в гостендерах. Благодаря сертификации наша компания может обеспечить комплексную защиту, включая видеонаблюдение, контроль доступа и антиБПЛА-системы, что выгодно отличает ее от тех, кто только начал процесс сертификации. Период стабильности, вызванный продлением срока действия ПП 969, действительно предоставляет возможность сосредоточиться на расширении и обновлении ассортимента продукции. Планируем внедрение новых решений и расширение продуктового портфеля в сегменте антиБПЛА-технологий. Такой стратегический ход даст возможность не только укрепить лояльность существующих клиентов, но и привлечь новых заказчиков, у которых пока отсутствуют сертифицированные решения.
Чего не хватает ПП 969? Позволяет ли стабильность технических требований на ближайший год ускорить разработку и плановую сертификацию конкретных новых продуктов?
Д. Гибадуллин: В постановлении № 969 утверждены конкретные требования к ТС ТБ, но имеются пробелы: отсутствуют нормы по защите от БПЛА, ИИ-аналитике и интеграции с системами информационной безопасности, что актуально для аэропортов, транспортных узлов и т.д. Нет детализации по пассивным антиБПЛА-барьерам (инженерным средствам охраны) и адаптации под новые модели угроз и нарушителя, таких как FPV-дроны. Стабильность требований ускоряет разработку: компании фокусируются на плановой сертификации без спешки. Это позволит внедрить новые технологии и решения для систем физической безопасности и защиты с использованием радиотехнологий (РЭР/РЭП), ИИ-детекцией вторжений и камерами российского производства. Есть 12–18 мес. на НИОКР и тесты, что укрепляет позиции перед конкурентами.
Не мешают ли устоявшиеся требования поиску прорывных технологических решений, выходящих за их рамки? С какими основными сложностями компания столкнулась при соблюдении ПП 969 в последние годы?
Д. Гибадуллин: Устоявшиеся требования, формализованные и статичные, действительно могут ограничивать внедрение прорывных технологий, особенно в быстроразвивающейся сфере защиты от БПЛА и использования искусственного интеллекта для видеоаналитики. Жесткие стандарты требуют тщательной сертификации и уступают гибкости, необходимой для тестирования новых решений вне рамок утвержденных правил. И в итоге сдерживают быструю адаптацию к новым угрозам, например, дронам с FPV и хакерским атакам на физические системы безопасности.
Основные сложности компаний при соблюдении ПП 969 связаны с длительностью и сложностью сертификационного процесса: высокие требования к подтверждению функциональности и надежности традиционных систем (видеонаблюдение, контроль доступа), что требует больших временных и финансовых затрат. Также отмечается дефицит отечественных компонентов и технологий, что заставляет искать баланс между импортозамещением и качеством оборудования. Требуется постоянное обновление документации и адаптация к дополнительным надстройкам безопасности.
Требуют ли функционал технических средств и правила сертификации обновлений? Если да, то почему и что следует учесть?
Д. Гибадуллин: Безусловно, функционал технических средств и правила сертификации требуют актуальных изменений. Постановление от 2016 г. задает базовые стандарты для систем видеонаблюдения, контроля доступа, сигнализации и других технических средств, обеспечивая надежность и безопасность транспортных объектов. Однако за последние годы технологии значительно эволюционировали: появились решения на базе искусственного интеллекта, интегрированные системы с возможностью дистанционного контроля и защиты от современных угроз, включая БПЛА. Обновления нужны, чтобы включить в требования новые виды технических средств с расширенными функциями: модульность, самодиагностика, повышенная чувствительность в детекции угроз, устойчивость к угрозам и кибератакам. Важным аспектом является возможность дистанционного контроля и интеграции с централизованными системами безопасности. Также следует учитывать актуализацию стандартов в части видеозаписи (разрешение, сценарии), контроля доступа (биометрия, электронные журналы) и взаимодействия компонентов систем.
Следует предусмотреть более гибкую систему сертификации, которая позволит быстрее адаптировать технологии на рынке, сохраняя при этом безопасность. Обновление правил будет стимулировать разработчиков внедрять инновации, а владельцев объектов — пользоваться современными, эффективными средствами защиты, что соответствует актуальным вызовам транспортной безопасности.
Готовите ли вы уже сейчас какие-либо стратегические решения на случай, если после 1 сентября 2026 года документ не будет продлен в текущем виде?
Д. Гибадуллин: Да, уже сейчас разрабатывается ряд решений. Компания готовится к возможным изменениям в нормативной базе, чтобы сохранить свои позиции на рынке безопасности объектов критической инфраструктуры. Это включает диверсификацию продуктового портфеля, усиление интеграции различных систем безопасности и разработку гибких модульных решений, способных адаптироваться под новые регуляторные требования.
Также ведется активный мониторинг законодательных инициатив и диалог с органами сертификации и отраслевыми ассоциациями для своевременного реагирования на законодательные изменения. Важно не просто ждать решения о продлении, а использовать текущий период стабильности для создания технологической базы, которая позволит быстро перейти на новые стандарты и сохранить конкурентные преимущества. В итоге наша стратегия включает подготовку к нескольким сценариям: сохранение ПП 969 в неизменном виде, его обновление или полная замена. Сбалансированный подход минимизирует риски для бизнеса и обеспечивает возможность оперативного реагирования в условиях регуляторной неопределенности.
Как вы оцениваете текущую конкурентную среду среди производителей ТСОТБ? Какие модели оборудования и для каких типов объектов транспортной инфраструктуры сейчас наиболее востребованы?
Д. Гибадуллин: Сейчас среди производителей технических средств обеспечения транспортной безопасности видна высокая активность крупных российских компаний, развивающих комплексные решения с фокусом на импортозамещение и интеграцию современных технологий. Лидеры рынка предлагают сертифицированные системы видеонаблюдения, системы контроля доступа, охраны периметра и антиБПЛА-комплексы. При этом конкуренция усиливается за счет появления специализированных компаний, внедряющих ИИ-аналитику и гибкие модульные решения для разных типов объектов — аэропортов, ж/д вокзалов, портов и автостанций. Наиболее востребованы комплексы, обеспечивающие высокую надежность и совместимость с существующими инфраструктурами. Видеонаблюдение с ИИ для распознавания угроз, системы пассивной и активной защиты от БПЛА, а также комплексные системы контроля доступа остаются приоритетными. Важна и масштабируемость решений для объектов с разной пропускной способностью и особенностями инфраструктуры.
Каковы ключевые приоритеты заказчиков в сфере ТБ на ближайшие годы?
Это высокая степень отечественного производства, адекватная цена, надежность и поддержка технического обслуживания. Также востребованы интеграция с информационными системами, такими как «Безопасный город», и гибкость под новые регуляторные требования. Российские решения получают преимущество благодаря поддержке госпрограмм и налоговым преференциям.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


