Фанис Яруллин: «Продолжительная стагнация требований ПП 969 к техническим свойствам ТС ОТБ вредна для безопасности»
© https://www.dme.ru/
Фанис Яруллин
Заместитель генерального директора Аэропорта Домодедово по безопасности
Фанис Яруллин, заместитель генерального директора Аэропорта Домодедово по безопасности, поделился своим видением ситуации, сложившейся вокруг постановления Правительства № 969. По его словам, продление действия документа до 1 сентября 2026 года несет в себе как положительные, так и отрицательные стороны.
Каковы ваши ключевые ожидания от продления ПП 969 и как это повлияет на работу объектов транспортной инфраструктуры?
Ф. Яруллин: С одной стороны, продление обеспечивает стабильность и позволяет планировать дальнейшее перевооружение и оснащение объекта транспортной инфраструктуры в рамках действующих правил и требований без необходимости срочной замены оборудования под возможные новые стандарты. Однако, с другой стороны, оно откладывает разрешение ряда текущих вопросов на будущее.
Хочется верить, что запросы субъектов транспортной инфраструктуры, наши ключевые ожидания влияют на формирование рынка, стратегических решений производителей и способствуют развитию новых технических решений. Аэропорт обязан покупать только сертифицированное оборудование. И, конечно, мы ожидаем от производителей расширения номенклатуры новых улучшенных моделей в период стабильности требований.
Чего не хватает ПП 969? Позволяет ли стабильность технических требований на ближайший год ускорить разработку и плановую сертификацию конкретных новых продуктов?
Ф. Яруллин: В рамках дальнейшего развития ПП 969 необходимо четко установить требования к оборудованию, которое используется для выявления предметов и веществ, содержащих опасные биологические и (или) химические агенты. Необходимо также развитие в области искусственного интеллекта, продвинутой аналитики, облачных решений.
Не мешают ли устоявшиеся требования поиску прорывных технологических решений, выходящих за их рамки? С какими основными сложностями компания столкнулась при соблюдении ПП 969 в последние годы?
Ф. Яруллин: На наш взгляд, требования к оборудованию должны соответствовать характеру угроз. Безусловно, продолжительная стагнация требований к техническим свойствам ТС ОТБ вредна для безопасности и может привести к невозможности защиты от новых рисков в современных условиях. Основные сложности соблюдения ПП 969 связаны с длительностью и высокой стоимостью испытаний, необходимостью и продолжительностью доработки оборудования, закупленного до вступления в рамках названного постановления, необходимости постоянного подтверждения характеристик и иногда разночтениями в интерпретации требований между испытательными центрами и органами по сертификации.
Требуют ли функционал технических средств и правила сертификации обновлений? Если да, то почему и что следует учесть?
Ф. Яруллин: Обновления необходимы, поскольку нужно соответствовать актуальным угрозам в сфере транспортной безопасности. При разработке новых требований, на наш взгляд, требуется их гармонизация с международными стандартами (где это применимо), а также с понятийным аппаратом, который используется в постановлениях Правительства РФ, утверждающих требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), более четкой регламентации использования интеллектуальных систем (видеоаналитика, биометрия) и средств досмотра для выявления предметов и веществ, содержащих опасные биологические и (или) химические агенты. Также требуется цифровизация (автоматизация) процесса сертификации.
Готовите ли вы уже сейчас какие-либо стратегические решения на случай, если после 1 сентября 2026 года документ не будет продлен в текущем виде?
Ф. Яруллин: Мы на постоянной основе мониторим законодательные инициативы, в том числе по вопросам обеспечения транспортной безопасности, чтобы быть готовыми к исполнению нововведений.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!


