Сергей Соболев: «ПП 969 — это пропуск на рынок, но не гарантия инноваций»

Share to Telegram Share to VK
clock 02 декабря 2025, 15:44
Сергей Соболев: «ПП 969 — это пропуск на рынок, но не гарантия инноваций»

Сергей Соболев
Коммерческий директор ГК «Рувер»

Сергей Соболев, коммерческий директор ГК «Рувер», поделился с журналом RUБЕЖ своим видением продления ПП 969 и его влиянием на рынок систем безопасности. По мнению эксперта, несмотря на положительные стороны, документ требует доработки в части регулирования программного обеспечения и кибербезопасности, чтобы не тормозить развитие технологий.

Каковы ваши ключевые ожидания от продления ПП № 969 и как это повлияет на конкуренцию в отрасли?

Сергей Соболев: В целом это положительная новость. Теперь у разработчиков-производителей есть четкие ориентиры: можно спокойно планировать разработки, не боясь, что правила поменяются на полпути. Но есть и нюанс: те, кто уже прошел сертификацию, получают серьезное преимущество. А новичкам будет тяжело, так как барьеры для входа остаются высокими. В итоге рынок, скорее всего, станет еще более консолидированным: мелкие игроки либо уйдут, либо объединятся с крупными.

Считаете ли вы свой текущий портфель сертифицированной продукции ключевым конкурентным преимуществом? Планируете ли расширять его?

С. Соболев: Несомненно, да. Без сертификатов просто не попасть в госзаказы и проекты критической инфраструктуры. Это как пропуск на рынок. Мы не просто держим текущий портфель, а активно его расширяем: обновляем сертификаты, делаем модульные решения (чтобы быстрее подстраиваться под изменения) и вкладываемся в сертификацию новых ИИ-технологий для видеоанализа.

Чего не хватает ПП 969? 

С. Соболев: Можно выделить три направления:

  1. Много внимания уделяется «железу», а про софт — мало. Например, нет четких правил для облачных решений или обновлений алгоритмов.
  2. Кибербезопасность практически не затронута. Нужно прописать требования к шифрованию, защите от взломов и управлению доступом.
  3. Регламент иногда тормозит инновации. Например, требования к разрешению видеокамер не всегда учитывают, что ИИ может работать и с менее четким видео.

При этом стабильность требований сейчас играет на руку: компании активнее подают заявки на сертификацию готовых решений.

Не мешают ли устоявшиеся требования поиску прорывных технологических решений, выходящих за их рамки? С какими основными сложностями компания столкнулась при соблюдении ПП № 969 в последние годы?

С. Соболев: Да, иногда мешают. Вот, например, требования к формату видеопотоков не всегда совместимы с нейросетями, которые сжимают данные; нормативы по задержкам передачи данных конфликтуют с облачными системами; жесткие спецификации на «железную» часть затрудняют внедрение энергоэффективных чипов. 

Выход мы видим в пилотных площадках, где можно тестировать новые решения вне строгих рамок ПП № 969.

Требуют ли функционал технических средств и правила сертификации обновлений? Если да, то почему и что следует учесть?

С. Соболев: Мы полагаем, да. Причины простые:

  • угрозы меняются (например, дроны или кибератаки), а методы детектирования отстают;
  • объемы данных растут, нужны стандарты по их хранению и обработке;
  • системы должны лучше интегрироваться друг с другом (например, с платформами умного города);

Что добавить в регламент:

  • разную степень требований для разных объектов (например, аэропорт или автобусная остановка);
  • упрощенную сертификацию для ПО с открытым кодом;
  • критерии оценки ИИ (точность, ложные срабатывания).

Готовите ли вы уже сейчас какие-либо стратегические решения на случай, если после 1 сентября 2026 года документ не будет продлен в текущем виде?

С. Соболев: Если правила мягко поменяют, будем заранее сертифицировать продукты по новым стандартам. Если ужесточат — подготовим модульные сертификаты на компоненты, чтобы быстро адаптировать продукты.

Как вы оцениваете текущую конкурентную среду среди производителей ТСОТБ? Какие модели оборудования и для каких типов объектов транспортной инфраструктуры сейчас наиболее востребованы? Каковы ключевые приоритеты заказчиков в сфере ТБ на ближайшие годы (например, страна происхождения, цена и т.п.)?

С. Соболев: На рынке лидируют компании с полным циклом производства и опытом в госзаказах. При этом растет доля китайских производителей с бюджетными решениями.

Самое востребованное оборудование:

Для аэропортов и вокзалов — камеры с распознаванием лиц, детекцией забытых вещей, тепловизоры.

Для метро — системы с минимумом ложных срабатываний в толпе.

Для автовокзалов — решения, которые легко встраиваются в региональные системы видеонаблюдения.

Приоритеты заказчиков на ближайшие годы:

  • надежность (90% запросов);
  • цена (особенно для регионов);
  • отечественное производство (импортозамещение);
  • совместимость с уже установленными системами;
  • сервис и поддержка (быстрый отклик, наличие запчастей).

Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.