Сергей Соболев
Коммерческий директор ГК «Рувер»
Сергей Соболев, коммерческий директор ГК «Рувер», поделился с журналом RUБЕЖ своим видением продления ПП 969 и его влиянием на рынок систем безопасности. По мнению эксперта, несмотря на положительные стороны, документ требует доработки в части регулирования программного обеспечения и кибербезопасности, чтобы не тормозить развитие технологий.
Каковы ваши ключевые ожидания от продления ПП № 969 и как это повлияет на конкуренцию в отрасли?
Сергей Соболев: В целом это положительная новость. Теперь у разработчиков-производителей есть четкие ориентиры: можно спокойно планировать разработки, не боясь, что правила поменяются на полпути. Но есть и нюанс: те, кто уже прошел сертификацию, получают серьезное преимущество. А новичкам будет тяжело, так как барьеры для входа остаются высокими. В итоге рынок, скорее всего, станет еще более консолидированным: мелкие игроки либо уйдут, либо объединятся с крупными.
Считаете ли вы свой текущий портфель сертифицированной продукции ключевым конкурентным преимуществом? Планируете ли расширять его?
С. Соболев: Несомненно, да. Без сертификатов просто не попасть в госзаказы и проекты критической инфраструктуры. Это как пропуск на рынок. Мы не просто держим текущий портфель, а активно его расширяем: обновляем сертификаты, делаем модульные решения (чтобы быстрее подстраиваться под изменения) и вкладываемся в сертификацию новых ИИ-технологий для видеоанализа.
Чего не хватает ПП 969?
С. Соболев: Можно выделить три направления:
- Много внимания уделяется «железу», а про софт — мало. Например, нет четких правил для облачных решений или обновлений алгоритмов.
- Кибербезопасность практически не затронута. Нужно прописать требования к шифрованию, защите от взломов и управлению доступом.
- Регламент иногда тормозит инновации. Например, требования к разрешению видеокамер не всегда учитывают, что ИИ может работать и с менее четким видео.
При этом стабильность требований сейчас играет на руку: компании активнее подают заявки на сертификацию готовых решений.
Не мешают ли устоявшиеся требования поиску прорывных технологических решений, выходящих за их рамки? С какими основными сложностями компания столкнулась при соблюдении ПП № 969 в последние годы?
С. Соболев: Да, иногда мешают. Вот, например, требования к формату видеопотоков не всегда совместимы с нейросетями, которые сжимают данные; нормативы по задержкам передачи данных конфликтуют с облачными системами; жесткие спецификации на «железную» часть затрудняют внедрение энергоэффективных чипов.
Выход мы видим в пилотных площадках, где можно тестировать новые решения вне строгих рамок ПП № 969.
Требуют ли функционал технических средств и правила сертификации обновлений? Если да, то почему и что следует учесть?
С. Соболев: Мы полагаем, да. Причины простые:
- угрозы меняются (например, дроны или кибератаки), а методы детектирования отстают;
- объемы данных растут, нужны стандарты по их хранению и обработке;
- системы должны лучше интегрироваться друг с другом (например, с платформами умного города);
Что добавить в регламент:
- разную степень требований для разных объектов (например, аэропорт или автобусная остановка);
- упрощенную сертификацию для ПО с открытым кодом;
- критерии оценки ИИ (точность, ложные срабатывания).
Готовите ли вы уже сейчас какие-либо стратегические решения на случай, если после 1 сентября 2026 года документ не будет продлен в текущем виде?
С. Соболев: Если правила мягко поменяют, будем заранее сертифицировать продукты по новым стандартам. Если ужесточат — подготовим модульные сертификаты на компоненты, чтобы быстро адаптировать продукты.
Как вы оцениваете текущую конкурентную среду среди производителей ТСОТБ? Какие модели оборудования и для каких типов объектов транспортной инфраструктуры сейчас наиболее востребованы? Каковы ключевые приоритеты заказчиков в сфере ТБ на ближайшие годы (например, страна происхождения, цена и т.п.)?
С. Соболев: На рынке лидируют компании с полным циклом производства и опытом в госзаказах. При этом растет доля китайских производителей с бюджетными решениями.
Самое востребованное оборудование:
Для аэропортов и вокзалов — камеры с распознаванием лиц, детекцией забытых вещей, тепловизоры.
Для метро — системы с минимумом ложных срабатываний в толпе.
Для автовокзалов — решения, которые легко встраиваются в региональные системы видеонаблюдения.
Приоритеты заказчиков на ближайшие годы:
- надежность (90% запросов);
- цена (особенно для регионов);
- отечественное производство (импортозамещение);
- совместимость с уже установленными системами;
- сервис и поддержка (быстрый отклик, наличие запчастей).
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!



