Инвестиции в безопасность и кадровое развитие — условие победы над новыми вызовами

Share to Telegram Share to VK
clock 19 ноября 2025, 11:53
Инвестиции в безопасность и кадровое развитие — условие победы над новыми вызовами

Александр Свешников
Председатель Правления Ассоциации «Транспортная безопасность», Председатель комиссии по транспортной безопасности Общественного совета при Ространснадзоре

На фоне ужесточения регуляторных требований и появления новых вызовов, от кибератак до логистических сбоев, транспортный бизнес стоит перед стратегическим выбором. Модернизация систем безопасности становится не просто статьей расходов, а вопросом выживания на рынке. Меняются ли подходы под давлением новых угроз и как найти баланс между безопасностью и рентабельностью, журналу RUБЕЖ рассказал Председатель Правления Ассоциации «Транспортная безопасность», Председатель комиссии по транспортной безопасности Общественного совета при Ространснадзоре Александр Свешников.

RUБЕЖ: Отраслевые объединения сегодня обеспечивают консолидацию мнений, помогая компаниям из коммерческого сектора выстроить правильный диалог с государством. Как, на ваш взгляд, «Ассоциация транспортной безопасности» должна организовать работу в текущих условиях, чтобы свести к минимуму вероятность недопонимания, сократить разрыв между точками зрения, чтобы интересы отрасли не просто были услышаны, а стали реальной основой для принятия решений?

Александр Свешников: Знаете, я давно для себя понял, что любой нормативный акт — это не просто текст на бумаге. Это живой механизм, который либо помогает отрасли развиваться, либо, наоборот, создает ей трудности. И проблема в том, что создатели этих документов иногда видят ситуацию с высоты своего кабинета, а не из цеха или с транспортного объекта.

Поэтому я глубоко убежден, что главная задача Ассоциации — быть не «передаточным звеном», а именно «переводчиком» и мостом между двумя мирами. Мы должны трансформировать практический опыт сотен компаний в тот структурированный язык аргументов и предложений, который будет понятен и убедителен для регулятора.

Как мы это делаем? Я считаю это не пунктами в плане, а, скорее, нашей философией.

Во-первых, создаем пространства для честного разговора. Наши мероприятия в Ростове, Владивостоке, конференция «Формула Транспортной безопасности. Закон, знание, порядок» в Москве — это не для галочки. Это место, где снимаются галстуки и начинается настоящий разговор. Я всегда говорю нашим коллегам: «Не молчите. Ваша проблема, озвученная здесь и сейчас, — это не жалоба, а исходный материал для изменений».

Во-вторых, и это ключевое, мы выстраиваем отношения, основанные на взаимном профессиональном уважении с Минтрансом России и Ространснадзором. Мы приносим им не список претензий, а проработанные, взвешенные предложения. Поэтому многие из предложений Ассоциации не просто принимаются к сведению, а становятся частью нормативных актов.

RUБЕЖ: Можете ли вы привести конкретные примеры, когда ваша работа привела к реальным изменениям?

А. Свешников: Эффективность Ассоциации построена на двух принципах: экспертное участие и координация нормативных процессов (например, в рамках «регуляторной гильотины») и постоянный неформальный диалог с регулятором. Именно это сочетание позволяет не просто говорить, а добиваться реальных изменений.

Как эксперт правительственной группы я лично участвую в подготовке заключения по проектам нормативно-правовых актов. Без согласования в том числе и с Ассоциацией документы не проходят дальше и возвращаются в Минтранс на доработку. Такое право вето, основанное на экспертизе, — самый мощный рычаг для отстаивания интересов отрасли перед регулятором.

Яркий пример — наша недавняя работа по внесению поправок в постановление Правительства № 905.

Эксперты Ассоциации выявили коллизию, когда после выхода приказа Минтранса № 119 все транспортные предприятия оказались под угрозой массовой внеочередной аттестации — это означало бы колоссальные и необоснованные финансовые издержки. Наша задача состояла в том, чтобы показать регулятору эту системную ошибку. Мы в Ассоциации подготовили аналитическую справку, обосновали экономические последствия и предложили решение — исключить проблемный пункт «г» статьи 45. И это сработало: поправки были оперативно внесены, что сняло угрозу с отрасли.

RUБЕЖ: Какие механизмы, по вашему мнению, являются наиболее действенными для повышения эффективности этого взаимодействия?

А. Свешников: Крайне важна повседневная работа Ассоциации по выстраиванию коммуникации с Ространснадзором, федеральными агентствами и Минтрансом. Важно, чтобы регулятор понимал, что вносимые предложения к нормативному документу — это не сиюминутная жалоба, а взвешенная и аргументированная позиция, основанная на реальных проблемах бизнеса. В таком случае кратно растет уровень доверия и готовности к диалогу. В конечном счете самые сложные вопросы решаются именно через прямое общение и взаимопонимание.

RUБЕЖ: Пожалуй, ключевой вызов в сфере транспортной безопасности сегодня – противодействие БПЛА. Какие пробелы в требованиях и нормативах по данному поводу вызывают наибольшую критику со стороны профессионального сообщества?

А. Свешников: Проблема не в самой задаче, а в ее неадекватном нормативном и техническом обеспечении. Сегодня подразделения транспортной безопасности (ПТБ) формально наделены правом сбивать дроны, но по факту их вооружили «противомоскитной сеткой» для борьбы со «штурмовиком». Реальная угроза — это не любительские коптеры, а аппараты самолетного типа, летящие на скоростях до 600 км/ч. Против них антидроновое ружье бесполезно. Это задача для систем ПВО Минобороны на подступах к объектам, а не для сотрудника ПТБ, который должен 24 часа в сутки смотреть в небо в ожидании цели. Фундаментальная ошибка в распределении зон ответственности — перекладывать через законодательство стратегическую задачу обороны на коммерческие предприятия.

RUБЕЖ: Насколько эффективны существующие технические средства борьбы с БПЛА, такие как системы РЭБ?

 А. Свешников: Системы радиоэлектронной борьбы — это палка о двух концах. Да, они действенны против определенных типов целей, но их побочные эффекты наносят колоссальный ущерб смежным отраслям. Мы уже наблюдаем это на примере системы «Платон»: массовые ложные срабатывания весового контроля из-за работы РЭБ приводят к сотням тысяч незаконных штрафов для перевозчиков. В аэропортах же любое включение режима «Ковер» из-за дрона парализует все авиасообщение, вызывая экономический коллапс. Это системная проблема, которую точечными решениями на уровне отдельного вокзала или аэропорта не решить. Нужен централизованный, заградительный эшелон обороны, а не борьба с последствиями на местах.

RUБЕЖ: Помимо БПЛА, какие еще законодательные риски сегодня в фокусе внимания Ассоциации?

А. Свешников: Пожалуй, главный критический вызов — это устаревшая и формалистичная система сертификации оборудования, в том числе для выявления радиационных, химических и биологических агентов. Угрозы эволюционировали, а нормативные требования нет. Сейчас Ространснадзор проверяет лишь наличие сертификата, но не фактическую способность оборудования обнаруживать весь спектр современных угроз из установленных перечней. В результате транспортные компании могут законно экономить, приобретая и устанавливая технику, которая, по сути, бесполезна против реальной диверсии, так как определяет, условно, одно вещество из ста. Это создает иллюзию защищенности при реальной уязвимости. Мы от имени Ассоциации настаиваем на изменении самой методики лабораторных испытаний, чтобы сертификат подтверждал не просто «работоспособность», а соответствие актуальным тактико-техническим требованиям по обнаружению всего спектра запрещенных веществ.

RUБЕЖ: Ежегодная конференции «Формула транспортной безопасности» стала визитной карточкой Ассоциации и, пожалуй, наиболее ярким событием среди мероприятий по теме транспортной безопасности. Какими стали итоги проведения Конференции в 2025 году?

А. Свешников: Диалог на конференции подтвердил, что риск-ориентированная модель становится центральным элементом в системе транспортной безопасности. На «Формуле транспортной безопасности» была анонсирована разработка шести новых категорий риск-ориентированных моделей. Это означает, что методология будет применена к новым, более специфическим сегментам транспортного комплекса.

RUБЕЖ: Как «Формула транспортной безопасности» влияет на укрепление трехстороннего взаимодействия?

А. Свешников: Формат мероприятия с участием надзорного органа (Ространснадзор), бизнеса (члены Ассоциации) и общественного контроля (Общественный совет) доказал свою эффективность. Он позволил выработать более сбалансированные предложения для дальнейшего совершенствования нормативной базы, в том числе в рамках «регуляторной гильотины».

По итогам выступления представителей Ространснадзора и последующего обсуждения я могу отметить важный момент — подтверждение курса на дебюрократизацию. Профилактические визиты и риск-ориентированный подход доказали свою эффективность как инструменты, смещающие фокус с тотального контроля на предупреждение инцидентов. Это позволяет транспортным компаниям оптимизировать ресурсы, направляя их на реальные, а не гипотетические угрозы.

RUБЕЖ: На предупреждении каких угроз сосредоточатся специалисты в сфере транспортной безопасности по итогам профессиональных дискуссий на конференции?

А. Свешников: Вы правы, помимо вопросов регулирования, значительная часть дискуссий на «Формуле транспортной безопасности» была посвящена опережающему ответу на новые технологические вызовы. Итоги можно систематизировать в несколько приоритетных направлений, которые задают повестку для отрасли на ближайший год.

Во-первых, защита от БПЛА. Проблема требует не только развития технических средства противодействия, назрела необходимость четкого законодательного разграничения зон ответственности между транспортными предприятиями и силовыми ведомствами.

Во-вторых, цифровая трансформация транспортной безопасности. Очевидна необходимость развития умной инфраструктуры, интеллектуальных систем управления и использования больших данных для прогнозирования угроз. Для этого необходимо формировать новые стандарты обучения, профессиональной подготовки, менять требования к навыкам специалистов.

Поэтому третьим значимым итогом конференции стала именно подготовка кадров. И здесь Ассоциация видит свою роль в плотном взаимодействии с целым рядом отраслевых вузов.

Наконец, отдельно стоит отметить молодежную секцию проведение Всероссийского конкурса и вручение Национальной премии «Транспортная безопасность». Это направление работы Ассоциации выполняет важнейшую мотивационную функцию. Подобные инициативы, как и проводимые Минтрансом проектные соревнования для студентов, стимулируют творческую активность и помогают выявить талантливых специалистов для дальнейшего привлечения в отрасль. Сборник лучших студенческих работ, распространенный в 17 транспортных вузов и все федеральные органы Минтранса, служит реальным мостом между теоретическими наработками молодежи, запросами регулятора и образовательной системы.

RUБЕЖ: Ассоциация «Транспортная безопасность» в 2026 году отметит свое 15-летие. Существуют ли особые планы по подготовке к этому юбилейному году?

А. Свешников: На данный момент особых планов по празднованию 15-летия нет, так как вся наша команда полностью сосредоточена на текущей работе. Регистрация Ассоциации состоялась 21 декабря 2011 года, поэтому у нас впереди еще практически весь год, чтобы разработать программу мероприятий. Однако, учитывая сложность текущего времени, строить далеко идущие планы мы пока не готовы.

RUБЕЖ: В таком случае, переформулируем вопрос масштабней: чем, с профессиональной точки зрения, будет важен 2026 год для отрасли транспортной безопасности и какие ключевые задачи ставит перед собой Ассоциация?

А. Свешников: В первую очередь 2026 год важен тем, что Минтранс России должен переиздать и переутвердить все требования по обеспечению транспортной безопасности. Мы ожидаем, что к 1 сентября новые проекты документов будут готовы. Наша ключевая задача — организовать сбор и анализ обратной связи от профессионального сообщества (представителей субъектов, объектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков) в рамках ноябрьской конференции. Мы планируем заранее собрать предложения по изменению обязательных требований: какие из них являются избыточными, а где, возможно, нужны ужесточения.

Полученные предложения мы направим в Ространснадзор. Несмотря на то, что надзорный орган не занимается нормотворчеством, он в рамках инспекционной деятельности может делать выводы о том, какие требования действительно повышают защищенность, а какие не влияют на безопасность и могут быть пересмотрены.

Разумеется, в 2026 году Ассоциация проведет запланированные экспертные мероприятия, которые увенчает конференция «Формула транспортной безопасности».

На повседневном уровне эксперты ассоциации всегда доступны для консультаций и обращений со стороны компаний и поставщиков рынка систем транспортной безопасности.

 


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.