Андрей Степанов: «НИОКР — это мозг любой компании, занимающейся разработкой и выпуском продукции»
Начальник отдела маркетинга Охранного бюро «СОКРАТ» Андрей Степанов рассказал журналу RUБЕЖ, почему отделы исследований и научных разработок должны быть в любой компании и что ждет рынок безопасности в этом году.
— Каким будет рынок систем безопасности в этом году и дальше?
— Андрей Степанов: Образ рынка систем безопасности формируется последние несколько лет. И особенно выделяется система видеонаблюдения с привлечением искусственного интеллекта. Видеонаблюдение само по себе востребовано, поскольку совмещает не только возможность удаленного контроля за рубежами охраны, но и позволяет тут же формировать доказательную базу по потенциальному преступлению.
Добавление ИИ открывает новые возможности видеонаблюдения: анализ поведения толпы, фиксация возможных и совершенных правонарушений, контроль местоположения людей и транспорта, контроль соблюдения правил безопасности на производстве и многое другое. Так что система видеонаблюдения с видеоаналитикой на базе искусственного интеллекта — это перспективное направление, которое будет трендом ближайших лет.
— Какой продукт будете продвигать как ключевой? На какую аудиторию он рассчитан?
— А. Степанов: Мы запустили новую модель нашего прибора из серии «Приток-А КОП». Это устройство оконечное объектовое «Приток-А КОП-01 исполнение 4» с предустановленными модемами для работы в сотовых сетях четвертого поколения. Мы возлагаем на него большие ожидания и предполагаем, что он заменит несколько уже существующих моделей.
Новая модель очень удобна. Силиконовая клавиатура отлично откликается на нажатие и тактильно приятна для пользователей любой возрастной категории. Встроенный считыватель NFC позволяет работать как с брелоками, так и со смартфонами. Поэтому можно подобрать наиболее удобный для себя вариант постановки/снятия с охраны.
Вообще, каждый продукт нашей серии «Приток-А КОП» позволяет включить дополнительные функциональные модули. Получается, что даже на самой слабой модели можно собрать комплексную систему сигнализации. И она подойдет хоть для частного домовладения, хоть для промышленного объекта.
— На что будет направлена деятельность компании в текущем году?
— А. Степанов: Этап энергичного продвижения у нас уже прошел. Тогда мы активно развивались и внедряли новые модели, новые функции в наше программное обеспечение. Сейчас идет этап укрепления достигнутого прогресса. Развиваем интеллектуальный потенциал нашего прикладного и встроенного ПО, делаем его надежней, понятней, чтобы пользователи реже сталкивались с нештатными ситуациями и большинство из них могли сами решить.
На самом деле многие проблемы решаются простым прочтением руководства по эксплуатации. В этом плане мы создали открытый ресурс электронной документации и там расположили наши наиболее интересные фичи и важные инструкции. Ресурс этот называется docs.pritok.ru. На него можно перейти с нашего сайта или просто вбив этот адрес в поисковике.
В будущем мы обязательно встанем на новый виток продвижения. Но к этому нужно основательно подготовиться и выработать выполнимый план действий, где будет проанализирован опыт наш и конкурентов.
— Какие факторы конкуренции станут главными в 2025 году?
— А. Степанов: Сейчас мы сталкиваемся с тем, заказчик все чаще ищет комплексные решения, чтобы не приходилось докупать дополнительные вещи у других продавцов. Он все ищет в одном месте и сравнивает цены. Но и стоимость не всегда является определяющей, когда речь идет о скорости доставки. Факторы нынешней конкуренции — это комплектность, цена и скорость.
— Каким был самый сложный вызов для компании в 2024 году?
— А. Степанов: В 2024 году у нас было одно очень интересное мероприятие, оказавшееся для всех новым и непривычным. Мы решили попасть в реестр программно-аппаратных комплексов России. И несмотря на то, что мы уже 35 лет выпускаем наш ПАК, нам пришлось доказать, что мы его действительно разрабатываем, производим и поддерживаем. Пришлось собрать немало документов, многое для нас было новым. Тем не менее, мы успешно эту задачу выполнили. И теперь мы в Реестре.
— Насколько для компании важно вкладываться в исследования и опытно-конструкторские разработки?
— А. Степанов: Любая компания, которая планирует оставаться на рынке тех же систем безопасности, обязана иметь в своем составе отдел научно-исследовательской разработки и опытных конструкторских работ. Он дает возможность развивать свой научный и интеллектуальный потенциал, что будет отражаться на качестве, функциональности и востребованности выпускаемого продукта.
Простая сборка из каких-то готовых запчастей, бездумная переработка может быть выгодна в краткосрочной перспективе. Но если мы планируем долгий забег, то тут обязательно наличие такого отдела. Это просто must have.
— Как цели отдела НИОКР согласуются с общей стратегией вашей компании?
— А. Степанов: Сотрудники НИОКРа заняты интеллектуальной работой, это творческие люди. И у них довольно свободные взгляды, и загонять их в какие-то рамки уставов контрпродуктивно. Тут необходим несколько иной подход, который выглядит следующим образом: поставленные компанией цели перед НИОКРом должны выполняться, но если они по своей инициативе и не в ущерб ресурсам разрабатывают незапланированные, но полезные улучшения в процесс производства или технологию, такая инициатива должна поощряться.
И зачастую именно такие случайные улучшения позволяют компаниям вырваться в лидеры отрасли. Поэтому считаю, что отделы НИОКР должны быть, работать и творить.
— Как результаты НИОКР способствуют росту бизнеса и конкурентоспособности компании?
— А. Степанов: Отдел НИОКР влияет на многие процессы в организации. Он определяет вектор развития компании. Ведь от того, какие задачи может решить это подразделение, будут зависеть и возможности компании. Этот отдел активно поддерживает уже взятый курс, помогая улучшать изделия, оптимизировать производство продукции, находить альтернативы для уже имеющихся решений. Да и никто, кроме НИОКРа, не сможет провести анализ и найти причину возникшего, например, брака. НИОКР — это мозг любой компании, занимающейся разработкой и выпуском продукции. Без него жить, конечно, можно, но это будет растительная жизнь.