Эмиль Сулюкманов: «Контрольные функции Ространснадзора в сфере гражданской авиации получат дополнительное выражение»
Эмиль Сулюкманов
Генеральный директор ООО «Юридическая фирма «Свод законов»
Минтранс России представил проект Федеральной программы контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта. Документ дал нам повод поговорить с генеральным директором ООО «Юридическая фирма «Свод законов», правовым экспертом по транспортной безопасности Эмилем Сулюкмановым о разделении зон ответственности между Минтрансом и Ространснадзором.
— Какие юридические риски могут возникнуть в связи с разделением зон ответственности между Минтрансом и Ространснадзором?
— По моему мнению юридических рисков в связи с разделением зон ответственности между Минтрансом и Ространснадзором не имеется. Это разделение является вполне обоснованным, закономерным и законным.
Так, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398) Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в области железнодорожного транспорта, гражданской авиации, торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, транспортной безопасности и т.д.
Таким образом, уже в самой сущности данного органа власти законодателем заложена контрольная функция. Исходя из изложенного, при утверждении Минтрансом РФ Федеральной программы контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта контрольные функции Ространснадзора в сфере гражданской авиации получат дополнительное выражение, что только укрепит транспортную безопасность.
Что еще следует отметить, контрольные функции Ространснадзора детализированы, что опять-таки отвечают назначению данного органа в качестве контрольного (надзорного).
В то же время, если обратиться к компетенции Министерства транспорта РФ, суть его деятельности несколько в ином. Так, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395) Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим прежде всего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере различных видов транспорта, включая гражданскую авиацию.
Также Минтранс России имеет и другие организационно-политические функции (например, организация проведения переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации и т.д.).
В соответствии с п. 2 Положения Минтранс России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта.
Таким образом, напрямую контролируя Ространснадзор, Минтранс России контролирует контрольный орган. Соответственно, Ространснадзор находится в административном подчинении у Минтранса России.
На основании изложенного упоминание Минтранса России в контексте организации проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (п. 6 проекта Приказа), очевидно, подразумевает общие контрольные функции, связанные с контрольной деятельностью Ространснадзора. Об этом свидетельствует единственное упоминание Минтранса России в тексте проекта в то время как основные функции и мероприятия закреплены именно за Ространснадзором.
При этом по Положению о Минтрансе у Минтранса России нет тех узкодетализированных контрольных функций, которыми располагает Ространснадзор. Это ему и незачем.
Поэтому никаких правовых рисков я в данном случае не усматриваю.
— В каких случаях юридическое взаимодействие между различными субъектами (Минтранс, Ространснадзор, операторы воздушного транспорта) может осложниться?
— Взаимодействие между субъектами может осложниться именно при дублировании полномочий. Например, если Минтранс России действительно возьмёт на себя узкоконтрольные функции, которые больше относятся к сфере деятельности Ространснадзора. Это чревато дополнительной административной и бюрократической нагрузкой на участников рынка и вовсе не способствует здоровому функционированию рынка и выполнению задач по обеспечению транспортной безопасности.
— Какие правовые меры предусмотрены для урегулирования споров между различными участниками процесса контроля качества?
— В данном случае можно говорить о теоретическом споре о компетенции между Минтрансом России и Ространснадзором. Теоретическом, потому что в данный момент никаких споров о компетенции пока нет. Но в случае их возникновения Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (согласно пп. «а» п. 3 ст. 125 Конституции РФ).
Однако судебное разбирательство – это всегда крайность. Если говорить о внесудебных способах решения подобных проблем, к таковым можно отнести консультации между органами и внесение соответствующих изменений в принятые нормативные правовые акты. Например, для того, чтобы устранить «задвоение» компетенции.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!



