Эмиль Сулюкманов: «Контрольные функции Ространснадзора в сфере гражданской авиации получат дополнительное выражение»
Минтранс России представил проект Федеральной программы контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта. Документ дал нам повод поговорить с генеральным директором ООО «Юридическая фирма «Свод законов», правовым экспертом по транспортной безопасности Эмилем Сулюкмановым о разделении зон ответственности между Минтрансом и Ространснадзором.
— Какие юридические риски могут возникнуть в связи с разделением зон ответственности между Минтрансом и Ространснадзором?
— По моему мнению юридических рисков в связи с разделением зон ответственности между Минтрансом и Ространснадзором не имеется. Это разделение является вполне обоснованным, закономерным и законным.
Так, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398) Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в области железнодорожного транспорта, гражданской авиации, торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, транспортной безопасности и т.д.
Таким образом, уже в самой сущности данного органа власти законодателем заложена контрольная функция. Исходя из изложенного, при утверждении Минтрансом РФ Федеральной программы контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта контрольные функции Ространснадзора в сфере гражданской авиации получат дополнительное выражение, что только укрепит транспортную безопасность.
Что еще следует отметить, контрольные функции Ространснадзора детализированы, что опять-таки отвечают назначению данного органа в качестве контрольного (надзорного).
В то же время, если обратиться к компетенции Министерства транспорта РФ, суть его деятельности несколько в ином. Так, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395) Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим прежде всего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере различных видов транспорта, включая гражданскую авиацию.
Также Минтранс России имеет и другие организационно-политические функции (например, организация проведения переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации и т.д.).
В соответствии с п. 2 Положения Минтранс России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта.
Таким образом, напрямую контролируя Ространснадзор, Минтранс России контролирует контрольный орган. Соответственно, Ространснадзор находится в административном подчинении у Минтранса России.
На основании изложенного упоминание Минтранса России в контексте организации проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (п. 6 проекта Приказа), очевидно, подразумевает общие контрольные функции, связанные с контрольной деятельностью Ространснадзора. Об этом свидетельствует единственное упоминание Минтранса России в тексте проекта в то время как основные функции и мероприятия закреплены именно за Ространснадзором.
При этом по Положению о Минтрансе у Минтранса России нет тех узкодетализированных контрольных функций, которыми располагает Ространснадзор. Это ему и незачем.
Поэтому никаких правовых рисков я в данном случае не усматриваю.
— В каких случаях юридическое взаимодействие между различными субъектами (Минтранс, Ространснадзор, операторы воздушного транспорта) может осложниться?
— Взаимодействие между субъектами может осложниться именно при дублировании полномочий. Например, если Минтранс России действительно возьмёт на себя узкоконтрольные функции, которые больше относятся к сфере деятельности Ространснадзора. Это чревато дополнительной административной и бюрократической нагрузкой на участников рынка и вовсе не способствует здоровому функционированию рынка и выполнению задач по обеспечению транспортной безопасности.
— Какие правовые меры предусмотрены для урегулирования споров между различными участниками процесса контроля качества?
— В данном случае можно говорить о теоретическом споре о компетенции между Минтрансом России и Ространснадзором. Теоретическом, потому что в данный момент никаких споров о компетенции пока нет. Но в случае их возникновения Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти (согласно пп. «а» п. 3 ст. 125 Конституции РФ).
Однако судебное разбирательство – это всегда крайность. Если говорить о внесудебных способах решения подобных проблем, к таковым можно отнести консультации между органами и внесение соответствующих изменений в принятые нормативные правовые акты. Например, для того, чтобы устранить «задвоение» компетенции.