Сергей Цацура: «Выбор систем безопасности для гостиниц – это соблюдение баланса эффективности оборудования и комфорта гостей»
Сергей Цацура, технический директор ООО «БалтИнжСтрой», рассказал журналу RUБЕЖ, что для гостиниц при выборе систем безопасности важно соблюсти баланс между их эффективностью и сохранением комфорта гостей. Также важна нетребовательность обслуживания СБ и простота управления ими для персонала.
- По каким критериям отели должны выбирать системы безопасности?
С.Цацура: Исходя из надежности, а в современных реалиях еще и с учетом отечественного производства, так как сейчас большие сложности с поставками импортного оборудования, его обслуживанием и обновлением ПО. Еще из важных факторов назову возможность легко масштабировать систему, а также ее гибкость в вопросах интеграции с другими инженерными системами жизнеобеспечения здания.
- Может ли быть система безопасности отеля дополнительным конкурентным преимуществом для привлечения гостей?
С.Цацура: На мой взгляд, нет, так как гость обычно выбирает отель, ориентируясь на его локацию, стоимость, внешний вид и комфорт. Не думаю, что такой критерий, как продвинутая или не продвинутая система безопасности, влияет на выбор для существенного числа людей.
- Экономя на модернизации СБ, гостиницы сохраняют прибыль или теряют репутацию?
С.Цацура: Если говорить о соотношении репутации и экономии на системах безопасности, то должен быть определенный баланс. Если превратить отель в проходной двор, куда может зайти кто угодно и когда угодно, не соблюдая нормы и правила пребывания, то это, несомненно, скажется на репутации отеля. С другой стороны, если организовать систему безопасности в духе какого-то особо охраняемого комплекса, то это будет дорого и потребует присутствия в отеле высококвалифицированного технического персонала. Кроме того, лишит гостиницу комфорта. Баланс между безопасностью, открытостью и доступностью, в том числе ценовой, находится где-то между этими факторами. В целом это зависит от звездности отеля: если он позиционирует себя как престижный, там все будет сделано на высоком уровне. Техническая защищенность будет обеспечена не в ущерб внешней эстетике, комфортному проживанию гостей и простоте функционала для персонала, который обеспечивает безопасность и порядок.
- Насколько высшее руководство гостиничного комплекса вовлечено в процесс выбора систем безопасности объекта?
С.Цацура: Выбор системы безопасности в гостинице лежит на владельцах отеля. У нас в Калининграде до пандемии коронавируса туристическая сфера не была сильно развита, сейчас же наблюдается огромный рост приезжих из других регионов России, и действующая инфраструктура уже не справляется. Появился класс зданий, которые представляют собой наполовину частные апартаменты, наполовину апартаменты для гостиничных номеров, зачастую даже без персонала, оборудованные только техническими СБ, с «бесконтактным» заселением. Порой гостиницы переоборудуют и из жилья, просто выкупая квартиры и оборудуя их под сдачу. Есть и классические гостиницы. И все эти три типа мест размещения совершенно по-разному оборудуются, начиная с состава систем безопасности и задач, которые они должны решать, заканчивая выбором конкретного оборудования и его стоимостью. Здесь все полностью зависит от владельца.
- Как заходить на рынок гостиниц и насколько он интересен?
С.Цацура: Наше сотрудничество с гостиницей в качестве интегратора зависит от того, на каком этапе мы в нее «заходим». Если это этап проектирования здания и его систем, то мы можем предложить заказчику не только состав оборудования, но и его внешний вид и функционал. Как правило, новые гостиницы строятся по последнему слову техники, а если речь идет про переоборудование уже существующих, то здесь заказчики обычно стараются не вкладываться в глобальные переделки. Нам как интегратору интересней, конечно, входить в проект на начальной стадии и участвовать на всех этапах, от проектирования до ввода в эксплуатацию с последующим техническим сопровождением и обслуживанием. У нас для этого есть все необходимые ресурсы и квалификации.
- Чем гостиницы отличаются от других объектов?
С.Цацура: Для интегратора, за исключением необходимости учесть небольшое число особых противопожарных норм, гостиницы глобально от других объектов, вроде школ и больниц, не отличаются.
- Оснащение сетевых гостиниц по требованиям международного стандарта EN54 является преимуществом?
С.Цацура: Скорее, неудобством, ведь стандарт предполагает наличие определенного оборудования, которое не всегда можно приобрести в условиях санкций или обеспечить необходимым лицензированным ПО. Особенно это касается международных сетей отелей, где единое ПО и базы данных. Работа такого оборудования в России затруднена. В остальном в части технических требований международный стандарт EN54 не особенно отличается от действующих в России нормативов.
- Каковы типичные пожелания заказчиков из вашей практики?
С.Цацура: При переоборудовании гостиниц заказчик, как правило, не вникает технические аспекты модернизации систем безопасности, его больше интересует функциональность. Ему нужны удобство мониторинга номерного фонда и персонала и управления ими в удаленном режиме, диспетчеризация здания в полном объеме, общая база данных по картам персонала и гостей и способы управления ей.
- Как изменились поставки оборудования для гостиниц в последние два года?
С.Цацура: С началом СВО из России ушли производители практически всего иностранного оборудования, специализирующиеся на изготовлении приборов и устройств для гостиниц. Остались только отечественные производители. Они производят нормальный продукт, но есть необходимость доработки ПО, оно сыровато и не всегда позволяет провести полную интеграцию систем между собой. Кроме того, не всегда оборудование имеет желаемый для гостиниц внешний вид. Речь про устройства, которые на виду: считыватели, электромеханические замки, различные указатели и прочее. Но я надеюсь, в ближайшие годы наши производители это доработают.