Илья Мизеркевич: «У отелей высокие пожарные риски»
Илья Мизеркевич, исполнительный директор ООО «Пожпромторг Проект», рассказал журналу RUБЕЖ, что, по его опыту, около 30% отелей предпочитают один раз вложиться в продуманную противопожарную систему, чтобы потом 10 лет просто ее обслуживать. Остальные надеются сэкономить разными способами.
- По каким критериям владельцы гостиниц будут выбирать системы пожарной защиты?
И. Мизеркевич: В соответствии с проектной документацией, разработанной в установленном порядке. Она, кстати, зачастую отсутствует на таких объектах, и это нарушение требований п.54 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской федерации».
Исходя из площади объекта, в соответствии с требованиями таблицы А.1 СП 484.1311500.2020, нужно выбирать адресные или аналоговые системы пожарной безопасности. Если площадь гостиничного комплекса меньше 3500 кв. м, то нужна аналоговая система, свыше – адресная. Кабельная линия в гостиницах должна быть с показателями LTX, это значит, что такой кабель при пожаре не выделяет отравляющих веществ.
- Может ли быть система ПЗ отеля дополнительным конкурентным преимуществом?
И. Мизеркевич: Это больше зависит от гостей отеля. Если они заботятся о своем здоровье и безопасности, грамотно выполненная система противопожарной защиты может быть явным плюсом. Оснащение сетевых гостиниц по требованиям международного стандарта EN54 тоже можно считать преимуществом в этом плане.
По моему опыту, владельцы гостиниц начинают вкладываться в модернизацию только после пожаров или проверок контролирующих инстанций, словом, когда появляется острая необходимость в быстром устранении нарушений. Разумеется, это влечет за собой большие финансовые вложения, а то и упущенную выгоду в случае необходимости закрытия объекта на реконструкцию систем противопожарной защиты.
- Как изменились поставки на такие объекты в последние два года?
И. Мизеркевич: В связи с уходом с рынка России зарубежных брендов противопожарных систем возросла нагрузка на отечественных производителей, а исходя из географического положения Калининградской области еще и увеличились сроки поставок.
Также одним из факторов роста спроса на противопожарное оборудование со стороны отельеров являются регулярные проверки надзорными органами объектов класса Ф 1.2. В соответствии с риск-ориентированным подходом, они относятся, в основном, к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. А это значит, что периодичность проверок будет 2 и 1 раза в год соответственно.
- Экономя на модернизации систем безопасности, гостиницы сохраняют прибыль или теряют репутацию?
И. Мизеркевич: Я бы посмотрел на это с другой стороны. Исходя из требований статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) «О пожарной безопасности», руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности – как административную, так и уголовную.
Так как гостиницы в большинстве случаев предназначены для размещения большого количества людей, системы противопожарной защиты в них отличаются значительным объемом компонентов: пожарная сигнализация, система оповещения людей при пожаре, огнетушители, аварийное освещение, в некоторых случаях противодымная вентиляция.
Не стоит забывать о требованиях, предъявляемых к материалам отделки путей эвакуации, зальных помещений и номерного фонда (стены, пол и потолки). С данными требованиями можно ознакомиться, изучив статью 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- С какими особыми требованиями сталкиваются вендоры и интеграторы при работе с гостиницами?
И. Мизеркевич: Главным типовым пожеланием наших заказчиков является экономия денег, но продуманная система противопожарной защиты позволит избежать множества проблем в последующей ее эксплуатации.
Помним, что срок службы любых систем противопожарной защиты равен 10 годам, по истечении этого срока система должна быть заменена или модернизирована.
Из моего опыта могу сказать, что порядка 30% наших клиентов ориентированы на то, чтобы один раз вложиться в продуманную противопожарную систему и дальше следующие 10 лет просто ее обслуживать и не иметь проблем, а 70% пытаются сэкономить всеми возможными способами.