/

Владимир Дождев: «ГИСП – рабочий инструмент для продвижения российской продукции и импортозамещения»

О роли цифрового паспорта в импортозамещении - Владимир Дождев для журнала RUБЕЖ

Владимир Дождев

Директор Департамента цифровых технологий Минпромторга России

Владимир Дождев: «ГИСП – рабочий инструмент для продвижения российской продукции и импортозамещения»

07 октября 2024, 16:55    1884

Минпромторг России и АНО «Консорциум производителей охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» сотрудничают более двух лет. Технологический суверенитет, локализация производства, защита рынка от внешних рисков — темы, которые отраслевое сообщество развивает совместно с ведомством. О том, как формируются индустриальные центры компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов, как работает методика оценки цифровой зрелости промышленности и какую роль в этом играет «Цифровой паспорт», рассказал журналу RUБЕЖ Директор Департамента цифровых технологий Минпромторга России Владимир Дождев.

Беседовала Александра Шеина

Законодательство

- Для госкорпорации и компаний с госучастием законом установили сроки перехода на отечественный софт с 1 января 2025 г., на системы управления базами данных (СУБД) — с 1 января 2026 г. Как вы оцениваете готовность промышленных предприятий к этому переходу? Какие узкие места есть, как их преодолеть?

Владимир Дождев: Готовность промышленных предприятий к переходу на отечественное программное обеспечение зависит от уровня технологической зрелости компаний. Многие компании уже активно внедряют отечественное программное обеспечение и работают над интеграцией российских систем управления базами данных. При этом важно отметить, что успешность перехода будет зависеть не только от наличия ИТ-решений на рынке, но и от соответствия программных продуктов потребностям конкретных отраслей промышленности и задач предприятий.

Основные «узкие места» связаны с такими факторами, как:

  • СОВМЕСТИМОСТЬ И АДАПТАЦИЯ:

переход на отечественное программное обеспечение требует глубокого анализа существующих систем и их совместимости с новыми решениями. Некоторые предприятия используют уникальные программные системы, которые требуют значительной доработки или полной замены.

  • НЕДОСТАТОК КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ:

важно проводить обучение ИТ-специалистов и персонала предприятий в целях работы с новыми внедряемыми отечественными решениями, что, в свою очередь, занимает время и требует дополнительных инвестиций.

  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

на текущем этапе не все отечественные программные продукты обладают полным функционалом для выполнения специфических задач в сложных производственных системах.

Для преодоления этих «узких мест» ведется трехсторонняя работа между государством, разработчиками ПО и промышленными предприятиями. Государством предусмотрены различные программы поддержки предприятий, в том числе субсидии на компенсацию затрат закупки отечественного ПО. Также для разработчиков ПО существуют конкурсные программы выдачи грантовых средств на разработку отечественного ПО, что существенно ускоряет и упрощает процесс перехода организаций на преимущественное использование российских ИТ-решений.

- Минпромторг России собрал более 50 предложении IT-компаний и производственных предприятий по доработке законопроекта «О промышленных данных». Насколько сейчас законопроект готов для рассмотрения на осенней сессии в Госдуме?

В. Дождев: В ходе заседания рабочей группы по формированию правовых основ и принципов регулирования правоотношений, связанных с процессами управления промышленными данными в Российской Федерации, состоявшегося 8 июля 2024 г. на выставке «Иннопром», было принято решение о рассмотрении концепции проекта Федерального закона «О промышленных данных в Российской Федерации» с учетом полученных замечаний и предложений всех участников рабочей группы.

Для более детального анализа и доработки поступивших замечаний была создана экспертная группа в рамках деятельности рабочей группы, в состав которой вошли представители крупных промышленных предприятий, Ассоциации больших данных и ведущие ученые в области цифровых прав. В ходе заседаний экспертной группы были обсуждены спорные вопросы, касающиеся определения понятия «субъект промышленных данных», классификации видов промышленных данных, а также механизмов контроля оборота промышленных данных.

По результатам работы экспертной группы проект концепции Федерального закона был переработан и направлен в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время ведется дополнительное изучение норм, касающихся технической составляющей оборота промышленных данных. Также обсуждается выбор платформы, которая будет использоваться для реализации данной деятельности.

– Какую цель имеет под собой̆ разработка данного законопроекта, какова его концепция?

В. Дождев: Основной целью разработки концепции проекта мы видим регулирование отношений, связанных с обработкой промышленных данных, осуществляемых федеральными органами государственной власти, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами, права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, а также принципы и условия обработки промышленных данных.

– Есть информация, что в качестве альтернативы разработке отдельного законопроекта обсуждается вариант поправок к принятому в 2014 году закону «О промышленной̆ политике». Что, на ваш взгляд, перспективнее, нужнее для промышленности?

В. Дождев: С нашей точки зрения, более целесообразной является разработка отдельного законопроекта, поскольку он охватывает более широкий спектр взаимодействий между субъектами промышленной информации, предусматривает создание специализированного регулирующего органа. Следует также отметить, что предмет регулирования, цели и задачи Федерального закона «О промышленной политике» и концепция проекта Федерального закона «О промышленных данных в Российской Федерации» существенно различаются.

– Почему, на ваш взгляд, проблема регулирования жизненного цикла промышленных данных сейчас стала такой̆ острой̆?

В. Дождев: В условиях современной деловой практики все больше предприятий сталкиваются с потребностью в оптимизации своей деятельности путем внедрения проверенных решений. В связи с этим актуальным становится вопрос о необходимости нормативно-правового регулирования, которое позволит установить четкие правила взаимодействия и гарантировать безопасность всех участников процесса.

Цифровизация промышленности

– Как вы оцениваете процесс цифровой трансформации промышленности на текущий момент?

В. Дождев: Цифровая трансформация промышленности находится в активной фазе, но с заметными различиями по отраслям и предприятиям.

 Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по вопросам формирования индустриальных центров компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики, Минпромторг России сформировал отраслевой комитет «Промышленность и торговля», в состав которого входят 16 ИЦК.

В 2022 году 53 проекта ИЦК, курируемых Минпромторгом России, одобрены Правительством РФ и внесены в перечень особо значимых проектов.

Из 53 проектов в настоящее время:

– 9 завершены и находятся на стадии тиражирования

– 6 исключены ввиду последующей оценки целесообразности

– 38 реализуются в соответствии с плановыми сроками.

Среди проектов ИЦК, курируемых Минпромторгом России, статус особо значимых получили в том числе 11 проектов по разработке решений класса PLM, 4 проекта по разработке решений класса CAE, 6 проектов по разработке решений класса MES, 3 проекта по разработке решений класса АСУ ТП, SCADA.

Все проекты ИЦК, получившие статус особо значимых, включены в дорожную карту развития высокотехнологичной области «Новое индустриальное программное обеспечение» на период до 2030 года.

Среди завершенных проектов: 5 проектов ИЦК «Металлургия», 2 проекта ИЦК «Торговля», 1 проект ИЦК «Общее машиностроение», 1 проект ИЦК «Химия и фармацевтика».

В настоящее время совместно с Минцифры России продолжается систематическая работа по замещению иностранных ИТ-решений.

 В целом мы видим позитивные тенденции перехода на российские решения. Все больше компаний понимают, что цифровые технологии являются ключевым фактором повышения эффективности, конкурентоспособности и устойчивого развития.

Появляются новые технологии, такие как искусственный интеллект, интернет вещей, облачные платформы, которые открывают новые возможности для оптимизации производственных процессов, разработки новых продуктов и услуг.

Тем не менее, существует ряд направлений, требующих доработки, это:

  • недостаток квалифицированных кадров: дефицит специалистов в области цифровых технологий сдерживает внедрение инноваций;
  • отсутствие четкой стратегии: не все компании имеют ясно сформулированную стратегию цифровой трансформации, что затрудняет определение приоритетов и эффективную реализацию проектов;
  • низкая степень зрелости инфраструктуры: недостаточная цифровизация производственных процессов, слабая интеграция данных препятствуют полноценному использованию цифровых технологий.

 — Каковы болевые точки промышленности в сфере цифровизации и какие точки роста вы видите?

В. Дождев: В ряде предприятий все еще остается высокая зависимость от импортных решений. Также отсутствует единая стандартизированная среда перехода и внедрения отечественных решений.

Минпромторг России ведет работу по созданию единой методологии по описанию технологии полного жизненного цикла. В этом году была проведена совместная работа с промышленностью, разработчиками и Росстандартом по формированию требований и подходов к PLM и утверждена перспективная программа стандартизации в области поддержки жизненного цикла изделий на 2024-2026 гг. машиностроительной отрасли.

 — Какие цифровые технологии являются базовыми для российской промышленности как обязательное условие качественного развития?

В. Дождев: Базовый список такой:

  • Интернет вещей (IoT): позволяет создать интеллектуальные производственные системы, собирающие и анализирующие данные в реальном времени, что помогает оптимизировать производственные процессы и повысить эффективность.
  • Большие данные (Big Data): обеспечивает возможность анализа огромных объемов данных, что позволяет идентифицировать тренды, улучшить планирование и принятие решений.
  • Искусственный интеллект (AI): автоматизирует рутинные задачи, улучшает качество продукции и повышает безопасность производственных процессов.
  • Облачные технологии: обеспечивают доступ к вычислительным ресурсам по требованию, что позволяет снизить затраты на инфраструктуру и увеличить гибкость бизнеса.
  • Цифровое моделирование: позволяет проводить виртуальные тесты и эксперименты, что помогает сократить время и затраты на разработку новых продуктов.

Использование математического моделирования для создания цифровых двойников в первую очередь касается отрасли машиностроения, где сосредоточены высокотехнологичные направления промышленности. Это относится к авиастроению, двигателестроению, судостроению, а также к ракетно-космической отрасли промышленности, имеющей большой пласт наработанных исторических данных результатов численных и экспериментальных исследований. Основная цель — сокращение сроков разработки и производства изделий при замене части натурных испытаний виртуальными, что повышает эффективность организаций промышленности.

Реализация таких целей может быть обеспечена путем внедрения передовых цифровых технологий на отечественных решениях в области цифрового проектирования и компьютерного инжиниринга. Необходимо обеспечить разработку регламентов проведения виртуальных испытаний изделий и методов валидации полученных результатов.

 — Как работает методика оценки цифровой зрелости промышленных предприятий? Какими критериями пользуетесь при оценке? Какие предприятия промышленности и сектора ТЭК (и регионы) вы могли бы назвать лидерами?

В. Дождев: Методика оценки цифровой зрелости промышленности реализована в сервисе ГИСП «Цифровой паспорт промышленного предприятия» в виде анкетирования

 Оцениваются проекты цифровизации основных и вспомогательных производственных процессов, а также такие параметры, как использование искусственного интеллекта, технологии «Цифровой двойник», средств автоматизации производства, защиты информации и ряд других важных критериев.

При этом собираемая в ГИСП информация об уровне цифровой зрелости является чувствительной, в связи с чем не стоит раскрывать информацию о предприятиях-лидерах цифровизации, но можно отметить, что по имеющимся на данный момент в ГИСП сведениям, ТОП-3 региона по уровню цифровой зрелости промышленности — это Красноярский край, Вологодская область и Пермский край.

 — Каковы правила формирования и использования цифровых паспортов промышленной̆ продукции (ПП РФ № 896 от 29 июня 2024 г.). Как они повлияют на отрасль?

В. Дождев: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 1604, субъекты деятельности в сфере промышленности предоставляют в ГИСП обязательную отчетность, на основании которой формируется в том числе каталог продукции ГИСП.

 Новыми Правилами 896 предполагается, что на основе информации о производимой продукции, предоставляемой в рамках отчетности 1604, в ГИСП формируются цифровые паспорта промышленной продукции, которые представляют собой уникальные виртуальные коды и будут доступны производителям через их личные кабинеты в ГИСП.

Делается это в целях совершенствования системы каталогизации продукции, системы мер стимулирования в сфере промышленности и продвижения российской продукции.

— Как вы оцениваете текущий уровень развития государственной информационной системы промышленности, каковы ее основные точки роста?

В. Дождев: Государственная информационная система промышленности — это платформа для взаимодействия между предприятиями, Минпромторгом России и иными организациями, которая на сегодняшний день насчитывает более 120 000 участников, а также является единым окном для подачи заявок на получение мер поддержки Минпромторга России.

 Важно отметить, что большинство массовых мер поддержки промышленности уже оцифрованы в ГИСП, а работы по совершенствованию цифровых процессов в части скорости, удобства, интеграции с новыми источниками данных ведутся на постоянной основе.

С учетом данных по предоставляемым сервисам в ГИСП также реализованы аналитические панели, которые позволяют наблюдать динамику процессов и их результатов в режиме онлайн.

 ГИСП также является рабочим инструментом реализации политики по продвижению российской продукции и импортозамещения. Так, только посредством ГИСП можно попасть в реестр российской продукции, что является необходимым для участия в госзакупках и получения мер государственной поддержки.

Импортозамещение и господдержка

— Минпромторг России во II полугодии 2024 года должен запустить программу финансовой поддержки предприятий, которые внедряют цифровых двойников испытательных процессов. Начала ли программа работать, кто сейчас принимает в ней участие?

В. Дождев: Запуск программы и проведение конкурсного отбора планируется в начале октября 2024 года.

За получением субсидии смогут обратиться предприятия, осуществляющие деятельность в обрабатывающих отраслях промышленности.

 Субсидии получат предприятия, чьи проекты в рамках конкурсного отбора по результатам многофакторной оценки по ряду критериев займут высокие места в рейтинге. Подробно условия будут описаны в объявлении о проведении конкурсного отбора (оно будет заблаговременно опубликовано, чтобы все желающие могли с ними ознакомиться и соответствующим образом подготовить заявки).

Поддержка будет оказана проектам, которые предусматривают внедрение программных продуктов и цифровых платформ, сведения о которых содержатся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, едином реестре российской радиоэлектронной продукции или реестре российской промышленной продукции либо в отношении которых поданы заявления о включении сведений в указанные реестры. Это будет одним из отсекающих критериев на конкурсе, заявки, не соответствующие ему, будут отклоняться.

Кого из российских производителей систем инженерного анализа и математического моделирования вы могли бы назвать полноценной заменой импортных решений и почему?

В. Дождев: Сегодня выстроена очень плотная конфигурация взаимодействия промышленности и разработчиков по созданию решений под потребности отрасли, и конечно, есть над чем еще работать.

 На текущий момент в части САЕ-решений (программные пакеты для решения инженерных задач) предприятия уже имеют отечественные инструменты, которые могут выполнить функциональные требования многих инженерных задач.

Дополнительно совместно с Санкт-Петербургским Политехническим Университетом Петра Великого при участии промышленных предприятий были проведены исследования функциональных характеристик отечественных систем инженерного анализа, который включал в себя более 400 характеристик, по которым проводилась оценка. По результатам анализа функциональных возможностей можно декларировать, что большая часть решений, которые сейчас выходят на рынок, «закрывает» потребности промышленности.

Мы будем развивать в приоритетном порядке данные направления, в том числе стимулировать промышленность мерами господдержки по внедрению сквозных цифровых технологий, ускоряя процессы цифровизации на предприятиях.

Межотраслевое сотрудничество

— На форуме по цифровизации и ИТ в химической и нефтехимической промышленности вы выступили с инициативой, что «надо сформировать межотраслевой̆ архитектурный совет для совместной разработки различных IT-решений, необходимых для химической, металлургической, нефтегазовой и нефтехимической отраслей». Насколько компании промышленности созрели сформировать такую межотраслевую рабочую группу и для каких целей она нужна?

В. Дождев: Такой механизм, как индустриальные центры компетенций, позволил сформировать площадку для межотраслевой кооперации.

 Данную стратегию реализуют в настоящее время ИЦК «Химия», ИЦК «Металлургия» и ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование», создав на базе Минпромторга России рабочую группу по вопросу создания «Открытой АСУТП», в которую вошли представители этих отраслей. Основной целью рабочей группы является создание отечественной АСУ ТП, которая включает в себя не только программное обеспечение, но и программно-аппаратные комплексы.

С одной стороны, отечественная отрасль АСУ ТП должна быть обеспечена ЭКБ, что требует значительных долгосрочных инвестиций. С другой стороны, производителям решений и оборудования необходимы гарантии долгосрочного спроса на их продукцию со стороны промышленных потребителей. Проблема ПАКов для АСУ ТП еще и в том, что решения различных вендоров несовместимы как между собой, так и с уже установленными системами, и с полевым оборудованием.

 Ответом на эти вызовы должно стать создание стандартов и платформенных решений открытой АСУ ТП, что позволит потребителям собирать свои ПАКи из компонентов различных производителей. С другой стороны, реализация принципов открытой АСУ ТП позволит российским производителям решений выйти на новых потребителей, новые рынки. Они смогут более уверенно реализовывать свои инвестиционные программы по развитию производства.

В дальнейшем это позволит российским производителям ПАКов выйти на международные рынки со своими решениями. Считаю, что такую практику межотраслевого взаимодействия нужно продолжать и развивать по отраслям.

Основные критерии и параметры господдержки:

  1. Срок реализации проекта не должен превышать 3 лет и должен быть начат в срок не ранее 1 января 2023 г.
  2. Внедряемые решения на дату начала реализации проекта имеют уровень готовности технологий не ниже седьмого.
  3. Сумма субсидии от 30 млн рублей до 250 млн рублей ежегодно.
  4. Субсидии предоставляются предприятиям, прошедшим отбор, на финансовое обеспечение не более 50% затрат, непосредственно связанных с внедрением решений, к ним относятся:

- расходы на оплату труда;

- накладные расходы (зарплата АУП, коммунальные платежи, аренда и тд);

- расходы на приобретение лицензий, средств защиты информации;

- расходы на обучение работников;

- расходы на оснащение создаваемых автоматизированных рабочих мест;

- расходы на доработку программного обеспечения и другие.

  1. В рамках отбора предприятием может быть подана заявка в отношении одного проекта (в рамках реализации проекта может быть внедрено несколько программных продуктов), при этом предприятием может быть представлено для участия в отборе несколько заявок.
  2. Российская организация создана не менее чем за 3 года до даты подачи заявки.
  3. За последние 3 года (2020-2023 гг) с предприятием не было расторгнуто соглашение о предоставлении субсидии в одностороннем порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
  4. Среднесписочная численность работников российской организации за 2023 г., составляет не менее 50 человек.

Более подробную информацию о мере поддержки можно найти в ГИСП в разделе «Меры поддержки»


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1775 s
queries: 76 (0.0090 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.