Алексей Корнилов: «Что планируют искоренить наказанием в виде неподъемного штрафа?»

Share to Telegram Share to VK
clock 19 июня 2024, 17:54
Алексей Корнилов: «Что планируют искоренить наказанием в виде неподъемного штрафа?»

Алексей Корнилов
Главный специалист по пожарной безопасности АО «Эридан», к.т.н., доцент

Алексей Корнилов, к.т.н., доцент и главный специалист по пожарной безопасности АО «Эридан», рассказал журналу RUБЕЖ, в чем разница проблематики нормативных и правовых документов, регламентирующих область проектирования пожарной автоматики и о том, почему повышение штрафов для проектировщиков может принести больше проблем, чем решений.

– Какого противопожарного оборудования не хватает для дополнительного оснащения объектов, чтобы избежать масштабных пожаров?

Алексей Корнилов: Разработке оборудования должен предшествовать детальный анализ потребности в нем и требований к его функциям и параметрам. И прежде чем внедрять новое оборудование, необходимо максимально объективно оценить работу уже имеющегося, в особенности на примере крупных пожаров. В этом случае вполне могут возникнуть следующие вопросы:

  • была ли динамика опасных факторов пожара в пределах той, исходя из которой предусмотрены технические требования к средствам обнаружения пожара, к их размещению на объекте;
  • размещение пожарных извещателей, выполненное согласно СП 484.1311500.2020, обеспечивало своевременное обнаружение пожара, как этого требует ч. 6 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
  • обеспечивал ли расчетный расход и нормы размещения средств подачи огнетушащих веществ, предусмотренные требованиями СП 485.1311500.2020, ликвидацию пожара, ведь согласно ч.1 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности расчетное количество огнетушащего вещества должно быть достаточным для ликвидации пожара (для примера можно отметить, что нормы интенсивности орошения и деление помещений по группам, приведенные в СНиП 2.04.09-84, практически в том же виде предусмотрены и в СП 485.1311500.2020);
  • обладает ли проектировщик необходимым и доступным инструментарием, в том числе расчетным, нормативным и справочным, чтобы построить систему автоматической противопожарной защиты, отвечающей фактической пожарной опасности современных объектов.

Вполне возможно, что необходимо не новое оборудование, а корректировка требований к применению существующего.

– Какие изменения надо внести в НПА для проектирования, чтобы усилить контроль за соблюдением всех необходимых норм?

А. Корнилов: Опыт работы с нормативными документами показывает, что они никогда не были идеальными. Процесс их совершенствования действительно непрерывный. Более того, он должен быть таковым, чтобы отвечать текущим потребностям людей и развития экономики. Нормативный документ представляет собой перечень типовых решений различных ситуаций, однако жизнь подбрасывает гораздо больше комбинаций исходных данных, чтобы выбрать типовое решение в своде правил.

Проблемные вопросы часто возникают, когда становятся непонятны предпосылки для того или иного требования, особенно в свете многочисленных изменений нормативных документов за последние годы. Поэтому не хватает прежде всего подробных (или хоть каких-нибудь) объяснений вводимых требований, опираясь на которые можно было бы в полной мере понять логику разработчика норм, найти и обосновать лучшее решение.

Из-за отсутствия единого понимания в спорных ситуациях чаще всего решение принимается в пользу специалиста, обладающего большим административным ресурсом, а это не способствует выработке продуктивного подхода. Кроме того, в части проектирования систем автоматической противопожарной защиты до сих пор не решен вопрос внесения изменений в проекты, выполненные по СП-5.13130.2009, который утратил силу. Подходы к проектированию СПС в СП 484.1311500.2020 столь существенно отличаются, что объединить их в одном проекте невозможно. Как быть в случае незначительной перепланировки или замене оборудования, у которого истек срок эксплуатации? На сегодняшний день специалисты фактически вынуждены выкручиваться в каждом конкретном случае под свою ответственность.

– А что касается правовых документов?

А. Корнилов: В части правовых документов, регламентирующих область проектирования АПЗ, все стало гораздо сложнее. Внимание регуляторов в данной сфере сосредоточено исключительно на контроле. Введена аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Вступил в силу профессиональный стандарт «Специалист в области проектирования систем противопожарной защиты объектов капитального строительства». Все они предполагают в различной форме некую проверку заявителя. На мой взгляд, не приходится рассчитывать на продуктивный результат, если сосредоточиться только на контролирующей функции и не создавать условий для реализации процесса, что называется, по существу. Нужно понимать, что подготовка специалиста (если задача ставится именно так) – это всегда длительный непрерывный процесс, включающий базовую теоретическую подготовку, освоение полученных знаний на практике, накопление опыта в реализации проектов различной степени сложности, повышение квалификации и т.д. В действительности очень сложно провести границу, которой можно четко отделить «специалиста» и «неспециалиста». Поэтому формальный подход и упрощенное понимание этого процесса, по моему мнению, обречены на провал. Кроме того, никакие приказы, программы, стандарты не создадут из ниоткуда преподавателя, обладающего необходимым набором знаний, навыков и опытом, способного передать их обучающимся, не создадут материальную базу и условия для продуктивного обучения. Если это должно стать задачей бизнеса (в т.ч. коммерческих вузов), то стоимость такого обучения будет очень высокой и есть большие сомнения в том, что удастся удержаться на рынке. Так чья же это задача – обучение? Пока все вышеуказанное получается сделать лишь немногочисленным энтузиастам, которые просто любят свое дело и хотят делать его хорошо, но кардинально на ситуацию это не влияет и благоприятные условия для этого не создаются.

– Приведет ли повышение административных штрафов к повышению уровня пожарной безопасности?

А. Корнилов: Большой резонанс среди проектировщиков вызвал проект изменений в КоАП РФ, предусматривающий административный штраф за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании для проектировщиков, аттестованных на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности, в размере от 600 до 800 тысяч рублей. За свою практику мне не встречался ни один проектировщик, который бы умышленно и злостно нарушал нормы проектировании. Возможно, мне просто повезло, но пожалуй, можно утверждать, что таковых все-таки меньшинство. Нарушения, как правило, вызваны недостатком или некорректностью исходных данных, неопытностью, недостатком знаний, противоречиями в самих нормативных требованиях. Что из этого планируется искоренить страхом наказания в виде неподъемного штрафа? Есть ли объективные статистические данные о том, что именно нарушения норм при разработке проекта (а не отсутствие обслуживания, например) приводят к существенной доле негативных последствий? Будет ли проектировщик, испытывающий постоянную угрозу получения такого штрафа, работать лучше? Будет ли эта мера воздействовать именно на «злостного нарушителя» и не приведет ли к оттоку грамотных специалистов, которые понимают, что такой штраф будет просто неподъемным? Является ли этот штраф соразмерным проступку, если степень его тяжести не регламентируется? Будут ли специалисты стремиться в реестр аттестованных с введением штрафа? Вопросы непростые.

– Как избежать ошибок (халатности) при монтаже оборудования? Кто и как должен контролировать этот процесс?

А. Корнилов: Ошибки и халатность – это все-таки разные вещи, поэтому и противодействовать им следует по-разному. Ошибки возникают непреднамеренно, они могут влиять на работоспособность установки в большей или в меньшей степени, их нельзя исключить полностью, но можно снизить вероятность их появления, например посредством повышения квалификации монтажников, проведения проверок в процессе и по окончании монтажа. Пожалуй, главная дискуссия среди специалистов ведется вокруг выбора между государственным и коммерческим контролем. Истина, скорее всего, где-то посередине. Подход, реализуемый на сегодняшний день в рамках риск-ориентированного подхода, может быть применен и в данном случае. Например, для объектов с массовым пребыванием людей возможно обязательное участие в приемке смонтированных СПС и АПТ сотрудников органов надзорной деятельности МЧС, если это возможно с учетом их штатной численности и загрузки. Для объектов с низким уровнем риска может быть достаточно приемо-сдаточных испытаний с участием монтажной организации или независимой экспертной организации по желанию заказчика. Последнее условие, например, можно дополнительно учесть в существующей методике расчета индикаторов риска и/или критериев добросовестности.

– Как и кем должен проводиться контроль за эксплуатацией объектов, чтобы обязать владельца/эксплуатанта объекта соблюдать все НПА?

А. Корнилов: Обязать владельца соблюдать нормативно-правовые акты как раз проще всего, по существу это уже сделано, например, правилами противопожарного режима. Однако, как показывает практика, только «обязать» достаточно не всегда, во многих случаях требуется и контроль. В целом, проблема настолько усложнилась, что в этой области в настоящее время, на мой взгляд, нет и не может быть простого решения. В бизнес-сообществе существует резко отрицательное отношение к разного рода проверкам. Простое изменение их названия или другие «косметические» исправления без изменения сути взаимоотношений и распределения ответственности между проверяющим и проверяемым, без повышения эффективности контрольных мероприятий вряд ли принесут желаемый результат. Даже реализуемый на сегодняшний день риск-ориентированный подход фактически лишь дозирует объем контролирующего воздействия на объекты различных категорий риска, но не меняет суть процесса и взаимоотношений его участников.


Был ли вам полезен данный материал?


Читайте выпуск журнала RUБЕЖ, посвященный трендам импортозамещения на рынке систем безопасности. Мы отразили ключевые изменения, которые произошли после ухода иностранных вендоров из страны, и выявили точки роста национальных компаний.

Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.