/

Никита Уткин: «Умный дом — это органичная часть умного города»

Никита Уткин: «Умный дом — это органичная часть умного города»

Никита Уткин

Генеральный директор АНО «Умный многоквартирный дом»

Никита Уткин: «Умный дом — это органичная часть умного города»

27 марта 2024, 12:55    352

Деятельность АНО «Умный многоквартирный дом»  направлена на реализацию мероприятий, которые обеспечат комфорт и безопасность проживания в «цифровых» многоквартирных домах. Подробно о работе организации рассказал журналу RUБЕЖ ее генеральный директор Никита Уткин.

- Можно ли говорить, что рынок умных домов состоялся в России? Какая работа ведется для создания емкого и устойчивого рынка решений «умных» МКД и ИЖС?

Никита Уткин: Рынок цифровизации жилья в России растет опережающими темпами, превышая общемировые показатели. Спрос на строительство умных домов и ЖК с элементами умного дома растет. И для многих очевидно, что это только начало распаковки огромного и крайне перспективного рынка, благодарно принимающего в себя все современные технологии и решения.

Работа над созданием емкого и устойчивого рынка требует совместной и сонаправленной работы государства и бизнес-сообщества в целом. Именно поэтому в 2021 году по инициативе профильных ведомств России — Минцифры, Минпромторга и Минстроя — был запущен проект «Умный многоквартирный дом» (УМКД), направленный на цифровизацию многоквартирных домов для повышения качества жизни и комфорта людей, экономии ресурсов и снижения стоимости коммунальных услуг.

В декабре того же года была создана Рабочая группа проекта «Умный многоквартирный дом». На текущий момент в состав Рабочей группы входят более 90 участников. В нее вошли как представители органов власти (Совет Федерации, Государственная Дума, Минцифры, Минстрой, Минпромторг, Минэнерго, Росстандарт, Правительство Москвы), так и представители застройщиков, производителей оборудования и комплектующих для «умных» многоквартирных домов, разработчиков программного обеспечения, а также ресурсоснабжающих и некоммерческих организаций.

Решением Рабочей группы в сентябре 2022 года была запущена деятельность АНО «Умный многоквартирный дом», которая, с одной стороны, является проектным офисом для федеральных органов власти для реализации проекта «Умный многоквартирный дом», а с другой стороны — точкой сборки рыночной экспертизы и объединяет основных игроков межотраслевого рынка «умных» многоквартирных домов, включая ПАО «МТС» и АО «ЭР-Телеком Холдинг», ГК «Самолет» и ГК «Эталон», АО «Оптиковолконные системы» и ПАО «Ростелеком», ГК «Ядро» и ГК «Вартон», Ujin и SberDevices, а также заметных игроков рынка. Состав участников неизменно пополняется новыми интересантами.

Нынешняя межведомственная рабочая группа по проработке предложений, а также выработке рекомендаций по вопросам формирования стандартов в рамках реализации проекта «Умный многоквартирный дом» является ее полной правопреемницей, а ее ведение поручено АНО «Умный МКД».

Первыми итогами работы АНО «Умный многоквартирный дом» стала разработка проекта Концепции цифровизации многоквартирных домов на территории Российской Федерации. Ключевой целью концепции является определение направлений и мероприятий, которые обеспечат комфорт и безопасность проживания жителей в «цифровых» многоквартирных домах путем внедрения и развития технологий современных цифровых продуктов и сервисов, включая технологии интернета вещей. Кроме того, концепция является ориентиром для внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты, нормативно-технические документы (строительные своды правил и строительные нормы) и разработки национальных стандартов для «умных многоквартирных домов».

В июле 2023 года АНО «Умный МКД» был разработан и одобрен решением межведомственной рабочей базовый набор устройств и оборудования «умного многоквартирного дома». Также стартовала работа по формированию системы «классов» умных домов. В рамках Плана мероприятий реализации Концепции цифровизации МКД на территории Российской Федерации АНО планируется значительный объем нормативной работы, включая подготовку предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД 2 и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 в части «умных» систем, в том числе из состава Базового набора.

- Какие законодательные изменения могут оказать влияние на развитие проекта?

Н. Уткин: Поскольку отправной точкой развития проекта «Умный многоквартирный дом» являлось создание Концепции цифровизации многоквартирных домов, одобренной Минцифры России, Минпромторгом России и Минстроем России, и которая обозначала основные цели и задачи проекта, векторы движения, а также ключевые инструменты для их достижения, то естественно при активной дискуссии бизнеса и государства на базе АНО «Умный МКД» вскоре стартовала работа над созданием плана реализации всего того, что вместила в себя Концепция.

В настоящее время на базе АНО «Умный МКД» разработан План мероприятий реализации Концепции цифровизации МКД на территории Российской Федерации. Этот план подразумевает совершенствование нормативно-правового регулирования в целях перехода на обязательную установку отечественных интеллектуальных систем учета коммунальных ресурсов во вновь возводимых многоквартирных домах и обеспечения пожарной безопасности, а также совершенствование нормативно-правового регулирования в целях внедрения «умных» устройств и оборудования и классификации «умных» домов.

План включает в себя мероприятия по следующим разделам:

  1. Нормативно-техническое регулирование
  2. Нормативно-правовое регулирование в целях перехода на обязательную установку интеллектуальных систем учета
  3. Нормативно-правовое регулирование в целях внедрения «умных» устройств и оборудования и классификации «умных» домов
  4. Нормативно-правовое регулирование в целях обеспечения качественного содержания и обслуживания «умных» систем МКД
  5. Формирование и развитие единого информационного пространства
  6. Обеспечение информационной безопасности на объектах жилого фонда и общественной инфраструктуры
  7. Организационные и сопроводительные мероприятия

В развитие тематики уже принято Постановление Правительства Российской Федерации, разработанное для установления четкого, единого порядка учета расходов на цифровую инфраструктуру в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.

Кроме того, после введения Минцифры России изменений в порядок обработки биометрических персональных данных и векторов единой биометрической системы ожидается некоторое замедление продвижения биометрических технологий на рынок: нужно время, чтобы компании приспособились и смогли начать работу по новым правилам.

Параллельно ведется работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации в целях цифровизации многоквартирных домов и повышения эффективности работы управляющих организаций посредством возможности учета расходов на цифровизацию и внедрение умных устройств в тарифах.

Правовое регулирование на этом уровне в совокупности позволит выстроить полноценную систему норм и требований, которая впоследствии объединит все уровни городского хозяйства.

Мы полагаем, что реализация данных инициатив позволит говорить о начале полноценной трансформации отрасли ЖКХ, где потребитель получает все необходимые сервисы, комфорт и безопасность.

Не меньший, а, возможно, даже и больший акцент в рамках проекта делается на сквозное нормативно-техническое регулирование (стандартизацию).

Так, в середине прошлого года в целях реализации Концепции цифровизации МКД на территории Российской Федерации АНО «Умный МКД» совместно с Минцифры России, Минстроем России, Минпромторгом России и Росстандартом была утверждена Перспективная программа стандартизации в области умных домов, зданий и сооружений на 2023-2030 годы.

Эта программа предполагает систематизированную разработку не только новых ПНСТ, ГОСТ и ГОСТ Р, но также и актуализацию устаревших норм и требований в области строительства зданий и сооружений (включая Своды правил). На сегодня Программой предусмотрена разработка и актуализация в общей сложности 77 нормативно-технических документов (ГОСТов и сводов правил в области строительства зданий и сооружений). Это крупнейший пересмотр стандартов на грани соприкосновения строительства и ЖКХ с цифровыми технологиями и радиоэлектроникой.

Первые два стандарта (ГОСТ Р 71199-2023 «Системы киберфизические. Умный дом. Термины и определения» и ГОСТ Р 71200-2023 «Системы киберфизические. Умный дом. Общие положения») были утверждены Росстандартом в самом конце 2023 года.

- Какие тренды Вы бы выделили в направлении «Умный город»/«Умный дом» в 2023 году? Какие из них будут актуальны в 2024-м? Что добавится?

Н. Уткин:

  1. Умные дома, здания и сооружения – как основа умного города

Умный город не может быть наполнен «глупыми» зданиями, поэтому именно умные дома являются ключевыми элементами создания настоящего умного города будущего. Естественно, на первом месте по значимости находятся многоквартирные дома (МКД), но важность «умнизации» офисных зданий, объектов социальной инфраструктуры и т.д. также крайне важны – наибольшие эффекты достижимы именно во взаимосвязи такого развития.

Мне очень понравилось, как в рамках пленарной сессии «Цифровая прокачка. Умный город» эту мысль недавно прекрасно развил руководитель межведомственной рабочей группы по проработке предложений, а также выработке рекомендаций по вопросам формирования стандартов в рамках реализации проекта «Умный многоквартирный дом», замминистра цифрового развития Андрей Заренин, который подчеркнул, что умный город невозможен без умных МКД — очень рекомендую послушать всех интересующихся тематикой.

При этом у тематики умных домов намного больше стейкхолдеров и интересантов, в то время как у умного города активным заказчиком является преимущественно государство.

Концепция умного города представляет собой «систему систем» и объединяет в себе несколько подсистем, ранее существовавших автономно: городское управление, ЖКХ, транспорт, системы общественной безопасности, экологическую безопасность, систему социальных услуг, экономику и инвестклимат, инфраструктуру сетей связи, туризм и сервис.

Особо стоит отметить, что умный город требует высокого уровня взаимосвязанности решений в рамках каждой из систем, но также и взаимосвязанности систем между собой. Поэтому умный город требует высокой степени зрелости всех перечисленных систем и высокого уровня их взаимной интеграции. Но именно создание полноценных умных домов с нашей точки зрения может послужить отправной точкой, ядром формирования всей системы вокруг. Причем речь может идти не только об объектах нового строительства, но и существующего фонда.

Именно умные дома формируют комфортную среду, позволяющую обеспечивать высокий уровень услуг и сервисов. Умный дом позволяет транслировать их напрямую гражданам. И в конечном счете речь идет о новом – принципиально другом – качестве жизни.

Особо хотелось отметить, что речь идет не только и не столько про премиальное жилье – совсем нет, в центре внимания цифровизации именно МКД, и преимущественно, как это принято сейчас говорить: эконом- и комфорт-классов.

Умный дом – это органическая часть умного города, которая позволит максимально эффективно реализовать эту концепцию, поставив по главу угла комфорт и безопасность граждан, жителей этого дома и города.

Следует полагать, что именно поэтому в 2023 году столь многие и столь активно включились в работу по реализации проекта «Умный многоквартирный дом» на базе АНО «Умный МКД».

  1. Умные устройства. Мощное развитие систем интернета вещей, а также использование искусственного интеллекта в управлении инфраструктурой и обеспечении безопасности.

Интернет вещей продолжает победное шествие по планете – и Россия не исключение: IoT-решения находят массовое внедрение и в отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По некоторым направлениям бьются рекорды (умные колонки), по некоторым – внедрение уже стабильно исчисляется в миллионах штук (датчики и сенсоры), по некоторым направлениям основной рост прогнозируется в самые ближайшие годы. Рынок строительства и ЖКХ с большим удовлетворением и экономической эффективностью потребляет все новые и новые IoT-решения и основанные на них сервисы.

В самой близкой к рыночному внедрению технологической сфере интернета вещей у российских компаний есть основа в виде собственных решений (включая стандартизованные протоколы NB-Fi, МИРТ и др.), Кроме того, большой вклад в развитие тематики привнесла работа по формализации в стандартах ключевых протоколов межмашинного взаимодействия LoRaWAN RU и NB-IoT.

Отдельно хочется отметить, что активная работа по формированию консенсусных отраслевых подходов и их стандартизации осуществляется на площадке Технического комитета 194 «Кибер-физические системы».

Прошедший год, безусловно, также характеризуется масштабным развитием интеллектуальных систем и началом широкого применения ИИ в отрасли строительства и ЖКХ, а также совершенствованием автоматизированных систем управления городским пространством.

Уникальным проектом в области цифровизации системы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой современного мегаполиса является Центр управления Комплекса городского хозяйства Москвы. ЦУ КГХ осуществляет мониторинг до 60 000 событий в сутки по всем системам жизнеобеспечения города. Автоматизированная информационная система «Центр управления Комплекса городского хозяйства» (АИС ЦУ КГХ) создана департаментом информационных технологий города Москвы (ДИТ), объединяет различные городские системы и позволяет проводить общегородскую аналитику по единым стандартам.

В то же время целый ряд российских девелоперов работает в направлении создания интеллектуальных систем на территории жилых комплексов: успешная реализации технических решений на территории ЖК не только помогает обеспечить стабильную работу инфраструктуры и безопасность города за счет ЖК как его элемента, но и дает возможность масштабировать удачные решения на город в целом.

Например, ГК «Самолет» успешно реализует на территории своих ЖК проекты в области диспетчеризации, начисления платы за ЖКУ и работы с задолженностью. ГК «Эталон» системно внедряет единую цифровую среду жилых кварталов. ГК «Основа» внедряет ситуационный центр, куда входит центр обеспечения безопасности, центр инженерного контроля и ЕДС. ГК «Пионер» успешно внедряет интеллектуальные системы безопасности на базе ЖК Life Варшавская, Life Кутузовский, ТОЦ Ботаника и др.

  1. Интеллектуальный транспорт и развитие сервисов доставки.

«Умные» остановки и интеллектуальное управление дорожным движением прочно вошли в жизнь мегаполисов, в 2023 году обозначился тренд на рост услуг каршеринга, кикшеринга и услуг доставки.

Беспилотные такси прошли тестирование и в 2023 году появились на улицах в Ясенево в Москве, а роботы-курьеры Яндекса все чаще встречаются на улицах столицы. Городская среда и инфраструктура в крупных городах страны в принципе готова к внедрению сервиса рободоставки. Однако понадобится время, чтобы этот сервис можно было внедрить повсеместно. Тем не менее архитектурные бюро уже планируют новые дома с учетом того, что роботы смогут подниматься на этаж, взаимодействуя с лифтом и другой жилой инфраструктурой.

В перспективе развитие услуг доставки может включать широкое внедрение почтоматов и дронопортов на территории жилых домов. Так, в состав Перспективной программы стандартизации в области умных домов, зданий и сооружений на 2023-2030 гг., которая была разработана на базе АНО «Умный МКД» и утверждена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Росстандартом, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, включена разработка и таких направленных в будущее стандартов, как «Системы киберфизические. Умный дом. Требования к устройствам. Почтомат» и «Системы киберфизические. Умный дом. Требования к устройствам. Дронопорт».

  1. Интеллектуальное управление уборкой территории

Жители Москвы уже привыкли к возможности влиять на многие процессы через сервисы обратной связи, такие как «Наш город», «Активный гражданин» и «Город идей». Для многих именно цифровые сервисы обратной связи являются ключевыми для влияния на качество уборки территории. Но и это постепенно становится лишним элементом в цепи.

Так, чистота общественных территорий Московской области контролируется на основе биометрических технологий и машинного зрения с помощью камер «Безопасного региона»: проект реализуется в 44 округах Московской области. Пилотные проекты в этой сфере также реализуются в Ленинградской, Тюменской, Новосибирской и Калужской областях.

УК группы «Самолет» запустила пилотный проект по внедрению автоматизированной системы клининг-контроля мест общего пользования и придомовой территории. Проект пилотируется в Московской области, и до конца 2024 года ГК «Самолет» планирует масштабировать систему автоматизации клининга на все ЖК в Московском регионе и Санкт-Петербурге, которые находятся в портфеле УК.

  1. Требовательность рождает запрос на «умность». Интеграция жителей в процессы управления городом/ЖК.

Успех работы платформы «Активный гражданин» уже способствовал созданию сервисов с аналогичным функционалом для ЖК и отелей. Вероятно, эти решения будут распространяться по всей стране и станут важным элементом коммуникации служб ЖКХ, органов здравоохранения и обеспечения общественного порядка с гражданами, а также будут способствовать повышению прозрачности системы муниципального управления в городах и домоуправления в жилых комплексах.

Еще более ярко начинает вырисовываться этот тренд в части требований обеспечения качества предоставляемых сервисов в МКД и ИЖС. И внедрение цифровых решений тут становится уже не классной фичей, а необходимым условием для поддержания определенного уровня качества обслуживания и удовлетворенности им со стороны граждан.

Мы полагаем, что те тренды, которые обозначились в 2023 году, будут развиваться, а удачные технологические решения, которые прошли апробацию в 2023-м, будут все заметнее масштабироваться.

- Какие решения для «умного дома» от российских вендоров вы бы отметили в 2023 году?

Н. Уткин: На самом деле в условиях ухода ряда западных брендов с российского рынка сейчас очень активно развиваются российские компании.

Конечно, есть признанные лидеры:

  • Яндекс, который выпустил в 2023 году обновления для голосового помощника «Алиса» и Яндекс Станцию Дуо Макс, а также новые устройства для умного дома, которые поддерживают протокол Matter;
  • Салют (SberDevices), у которых также в 2023 году вышла новая линейка устройств умного дома с поддержкой протокола Zigbee 3.0. При этом все их устройства работают на полностью российской облачной платформе умного дома Sber, включенной в реестр отечественного ПО;
  • VK расширила функциональность голосового помощника «Маруся» в части управления устройствами умного дома.

Отдельно хотелось бы отметить мероприятие IoT Awards-2023, которое проводилось Ассоциацией участников рынка интернета вещей совместно с АНО «Умный МКД» в пятый раз для выделения самых впечатляющих и передовых проектов и решений в области интернета вещей.

В этом году в состав премии была введена номинация «умный дом». Победителем стало ООО «Юникорн» с их решением — открытой облачной интеграционной платформой Ujin OS и линейкой IoT-устройств собственной разработки Ujin Kit.

Ujin OS объединяет в рамках одной экосистемы инженерные системы зданий, цифровые сервисы для застройщиков, управляющих компаний и жильцов зданий, оборудование и IoT-устройства отдельного МКД и целого квартала.

Важно, что открытая платформа Ujin позволяет управлять квартирой не только с помощью устройств Ujin Kit, но и с помощью устройств других производителей, которые интегрируются с платформой.

- Какие новинки можем ожидать в 2024-м?

Н. Уткин: Мы полагаем, что в 2024 году продолжит свое развитие тренд на открытые решения и обеспечение интероперабельности различных устройств умного дома, чему, безусловно, будет способствовать развитие протоколов межмашинного взаимодействия. Особое внимание развитию таких явлений, как Matter, оценку актуальности и востребованности использования которого в России еще только предстоит дать. Ожидается также усиление присутствия ИИ на всех этапах функционирования систем умного дома. Рынок биометрии, традиционно развитый и конкурентоспособный в России, в случае сохранения нормативных неурядиц в потребительском секторе может встать на паузу, подстраиваясь под новые правила.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3339 s
queries: 232 (0.0285 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.