/

Кирилл Каширин: «Обеспечение безопасности остается ключевым показателем надежности транспортной отрасли»

Кирилл Каширин: «Обеспечение безопасности остается ключевым показателем надежности транспортной отрасли»

Кирилл Каширин

Заместитель начальника Научно-технического комплекса – начальник Отделения транспортной безопасности АО «НИИАС»

Кирилл Каширин: «Обеспечение безопасности остается ключевым показателем надежности транспортной отрасли»

07 февраля 2024, 22:25    1324

В 2024 году истекает срок действия моратория на проверки объектов транспортной инфраструктуры. Что сейчас целесообразнее – проходит сертификацию по 4-й схеме или направить средства на приобретение новых систем? Кирилл Каширин, заместитель начальника Научно-технического комплекса – начальник Отделения транспортной безопасности АО «НИИАС», рассказал журналу RUБЕЖ, насколько требования сертификации в ПП 969 соответствуют текущей ситуации в отрасли, какой вклад АО «НИИАС» вносит в обеспечение безопасности транспортного комплекса и стало ли импортозамещение устойчивым трендом.

 - Правительство решило переформатировать нацпроекты «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Вместо них появится «Транспорт». Одна из главных целей нового нацпроекта – достижение технологического суверенитета. Как Вы считаете, какие еще цели должны быть достигнуты при реализации нацпроекта «Транспорт»?

- Реализация обоих нацпроектов – и «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» - показывает существенные положительные результаты. Однако в 2022 году в силу определенных причин произошли изменения транспортных грузопотоков, обусловленное санкциями, и рост пассажиропотока внутри страны. Этот тренд, как и импортозамещение, будет актуальным в ближайшем будущем.

Оптимальное распределение грузо- и пассажиропотоков, а вместе с тем повышение комфорта пассажиров и повышение уровня безопасности – вот основные цели, которые необходимо ставить перед собой при реализации нацпроекта «Транспорт».

Обеспечение транспортной безопасности при этом было и остается одним из ключевых показателей общей надежности транспортного комплекса.

 На ваш взгляд, стало ли устойчивым трендом использование отечественного оборудования при проектировании систем транспортной безопасности?

- Импортозамещение – это не модный тренд, а необходимость, продиктованная сложившимися обстоятельствами. Кроме того – это последовательный и обоснованный путь к развитию промышленности и технологий внутри страны.

Транспортная безопасность в данном вопросе не является исключением – при проектировании новых систем при выборе оборудования основной упор делается на  оборудовании российского производства.

 - В 2024 году истекает срок действия моратория на проверки объектов транспортной инфраструктуры. Что имеет смысл сделать субъектам транспортной отрасли - успеть пройти сертификацию по 4-й схеме, для оборудования, уже установленного на объектах? Или все-таки направить бюджеты на закупку новых систем и устройств?

- В первую очередь необходимо отталкиваться от паспортного срока службы технических средств обеспечения транспортной безопасности на объекте. Если оборудование полностью исправно, регулярно подвергается плановому техническому обслуживанию, паспортные сроки эксплуатации еще не истекают - следует проводить сертификацию на объекте по 4-й схеме, подтверждающей соответствие всей системы технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям Постановления Правительства №969.

 - Как вы считаете, целесообразно ли в третий раз продлить мораторий на сертификацию технических средств и почему?

- Мораторий, введенный п.4 ст.13 Федерального закона «О транспортной безопасности», касается оборудования, установленного на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) до определения порядка и требований, определенных Постановлением Правительства №969. То есть до 30 марта 2017 года (даты вступления в силу первой редакции Постановления), почти семь лет назад, что соответствует сроку эксплуатации многих технических средств.

Иными словами, на сегодняшний день объекты транспортной инфраструктуры должны оснащаться сертифицированными средствами обеспечения транспортной безопасности либо проходить процедуру обязательной сертификации по 4-й схеме.

Объективных причин продлевать действие моратория на сегодняшний день нет.

 - Надо ли сократить перечень технических средств, подлежащих сертификации?

- Применение технических систем и средств из перечня, определенного Постановлением Правительства №969 (п.1 раздела I Постановления), обеспечивает выполнение на объектах транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлениями Правительства РФ.

Новые угрозы вынуждают искать новые решения по противодействию актам незаконного вмешательства и, как следствие, новые технические решения. Следовательно, перечень технических средств, подлежащих сертификации, может только увеличиваться в соответствии с растущими потребностями отрасли.

 - Какие задачи по обеспечению безопасности транспортного комплекса выполнил НИИАС в 2023 году? Какие цели поставлены в 2024 году?

- АО «НИИАС» определено головной организацией ОАО «РЖД» в различных технологических областях деятельности холдинга, в том числе в сфере научного сопровождения деятельности ОАО «РЖД»  по обеспечению транспортной безопасности.

В данной сфере АО «НИИАС» реализует свои компетенции по многим направлениям. Наиболее значимые - проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и сертификационных испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах ОАО «РЖД» (4-я схема сертификация в соответствии с Правилами сертификации, утвержденными Постановлением Правительства №969).

По перечисленным выше направлениям за 2023 год выполнено более 900 оценок и дополнительных оценок уязвимости, а также проведена сертификация систем ТСОТБ на 17 железнодорожных вокзалах Северо-Западной, Московской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Куйбышевской дирекций железнодорожных вокзалов.

 - В 2020 году НИИАС получил аккредитацию в качестве испытательной лаборатории. Какой опыт был приобретен за 3 года в рамках системы обязательной сертификации ТСОТБ?

- За это время мы наработали значительный опыт проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных  на объектах ОАО «РЖД».

Основной упор был сделан на проведении сертификации ТСОТБ по 4-й схеме, поскольку именно приведение фактического состояния объектов к требованиям Федерального законодательства по транспортной безопасности  стало приоритетной задачей для ОАО «РЖД».

 - Какой опыт у института в части проведения оценки уязвимости транспортной инфраструктуры, разработки проектно-сметной документации по оснащению техническими средствами, которые обеспечивают транспортную безопасность?

- АО «НИИАС» сертифицировала услуги по проведению оценки уязвимости железнодорожного транспорта на соответствие требованиям ТР ССЖТ 60-2021 «Требования по сертификации услуги по проведению оценки уязвимости ОТИ».

В АО «НИИАС» разработана методика проведения оценки уязвимости, определяющая порядок выполнения работ при осуществлении процедуры.

С 2019 по 2023 год АО «НИИАС» провёл оценку и дополнительную оценку уязвимости более 3,5 тысяч ОТИ железнодорожного транспорта, в том числе станций, вокзалов, тоннелей, мостов, участков железнодорожных путей. 

Кроме того, АО «НИИАС» выполняет работы по разработке планов и паспортов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Что касается проектно-сметной документации, то наша организация активно участвует в производстве проектно-изыскательских работ по оснащению объектов ОАО «РЖД» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. У института есть опыт производства проектно-изыскательских работ по оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на более чем  360 объектах транспортной инфраструктуры  ОАО «РЖД». 

Также АО «НИИАС» выполнены строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по оснащению ТСОТБ более 240 объектов ОАО «РЖД», в том числе задействованных в транспортном обслуживании таких мероприятий, как Чемпионат Мира по футболу FIFA-2018 и XXIX Зимняя Универсиада в Красноярске в 2019 году.

 - Что собой представляет Методика проведения оценки уязвимости, разработанная АО «НИИАС»?

- Данный документ содержит методические рекомендации по выполнению процедуры оценки уязвимости различных типов объектов транспортной инфраструктуры, в том числе методики:

  • по изучению и описанию технических и технологических характеристик защиты ОТИ;
  • по изучению и описанию системы принятых мер по защите ОТИ от актов незаконного вмешательства;
  • по изучению и описанию способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и определения модели нарушителя применительно к потенциальным угрозам совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры;
  • по определению и описанию конфигураций и границ зоны транспортной безопасности ОТИ, ее секторов, а также критических элементов объектов транспортной инфраструктуры;
  • по определению и описанию рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении реализации мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

 - Какие испытания позволяет проводить оборудование лаборатории?

- В лаборатории АО «НИИАС» можно провести испытания на соответствие требованиям Постановления Правительства №969 в соответствии с Методиками ФКУ НПО «СТиС» МВД России систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи и Методикой ФСБ России в отношении систем и средств досмотра.

Кром того, наша испытательная лаборатория оснащена полным комплексом стендового оборудования. Оно позволяет проводить испытания с моделированием предельных условий эксплуатации, максимально приближенных к реальным условиям действующих объектов железнодорожного комплекса.

 - Пользуются ли услугами испытательной лаборатории НИИАС компании-разработчики технических средств транспортной безопасности?

- Мы планируем развивать комплекс услуг по сертификации оборудования, в том числе и сертификацию по первым трем схемам. Как сказано выше, особенность лаборатории - это ориентированность в первую очередь на нужды ОАО «РЖД», что подразумевает проведение сертификационных испытаний по 4-й схеме.

Следует отметить, что деятельность лаборатории не ограничивается только сертификационными испытаниями.

По поручениям ОАО «РЖД» институт осуществляет испытания технических средств обеспечения транспортной безопасности, уже получивших сертификат соответствия требованиям Постановления Правительства №969, на предмет подтверждения их функциональных возможностей в условиях действующих объектов железнодорожной инфраструктуры.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1996 s
queries: 76 (0.0130 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.