Егор Голубкин: «Необходимо синхронизировать 572-ФЗ «О единой биометрической системе» и Постановление № 969»
Егор Голубкин, генеральный директор BioSmart, рассказал журналу RUБЕЖ о том, какие шаги возможно сделать уже сейчас, чтобы законодательные противоречия между законом «О биометрии» и Постановлением № 969 не наносили ущерб процессу обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
- Какова позиция компании BioSmart относительно противоречий, которые возникают между постановлением Правительства № 969 и Федеральным законом № 572-ФЗ?
Егор Голубкин: В контексте постановления Правительства № 969 объект транспортной безопасности должен устанавливать у себя оборудование, которое идентифицирует личность по биометрии. При этом тип биометрической модальности Постановлением 969 не регламентируется. Часть наших клиентов уже установили и используют устройства по отпечаткам пальцев, венам ладони и терминалы идентификации по лицу.
И вот клиенты, которые установили устройства идентификации по лицу, столкнулись с проблемой, обусловленной вступлением в силу Федерального закона № 572-ФЗ. Теперь им необходимо соблюдать требования законодательства и обрабатывать биометрические данные в Единой биометрической системе (ЕБС).
- Почему это стало проблемой?
Е. Голубкин: Дело в том, что законодательство относит объекты в сфере транспортной безопасности к объектам критической инфраструктуры. Именно поэтому они не могут работать через коммерческие биометрические системы (КБС), только напрямую с ЕБС.
Настроить прямую интеграцию с ЕБС не так просто: нужно подать заявку на подключение к системе, развернуть у себя типовое решение информационной безопасности, стоимость которого начинается от 20 млн рублей. Кроме того, в дальнейшем нужно будет платить за каждую транзакцию в таком варианте интеграции.
Проанализировав все затраты, которые будут возложены на объекты транспортной инфраструктуры при внедрении и эксплуатации такой системы, клиенты начинают отказываться от биометрии по лицу в пользу других модальностей. Например, их интерес теперь направлен на биометрию по отпечаткам пальцев или рисунку вен ладоней, которые на данный момент не регламентируются 572-ФЗ.
- Какие изменения были бы логичны, чтобы объекты транспортной инфраструктуры могли свободно использовать биометрию на своих объектах?
Е. Голубкин: Исполнение 572-ФЗ для объектов транспортной инфраструктуры и вендоров влечет за собой ощутимые организационные и финансовые расходы. Помимо того что должна быть выполнена интеграция с ЕБС, устанавливать можно только те устройства, у которых есть сертификат транспортной безопасности. Далеко не все вендоры сейчас готовы отвечать таким требованиям к своим устройствам.
Думаю, что шаги по дальнейшим изменениям могли бы выглядеть таким образом.
- Министерство транспорта и цифрового развития синхронизирует свои нормативные базы в области обновления Постановления № 969 в соответствии с 572-ФЗ.
- Вендоры в это время разрабатывают интеграционные решения с ЕБС, которые можно было бы установить на объектах транспортной безопасности с учетом постановления Правительства № 969 и 572-ФЗ.
3. Обновить список и объем испытаний, которые проводят лаборатории по ПП 969 с учетом требований 572-ФЗ. Необходимо проверять, есть ли у сертифицируемого оборудования интеграционное решение с ЕБС для системы идентификации по биометрии.