Алексей Шабля: «Требования к техническим средствам в ПП 969 безусловно устарели»
Алексей Шабля, технический директор группы компаний ЮПХ, рассказал журналу RUБЕЖ, как устаревшие сертификационные требования тормозят производство отечественного оборудования для обнаружения любых видов запрещенных и опасных веществ и какие изменения необходимо внести в ПП 969 в связи с этим.
- Что надо изменить или добавить к требованиям ПП 969 в разделе сертификации и почему?
Алексей Шабля: В 2024 году исполняется ровно десять лет, как Федеральный закон «О транспортной безопасности» пополнился требованием обязательной сертификации технических средств. С тех пор на протяжении более двух лет велась напряженная работа по формированию требований и правил этой сертификации, утвержденных впоследствии постановлением Правительства от 26 сентября 2016 г. № 969. За последующие семь с лишним лет стали актуальными новые угрозы, а технологии, используемые в досмотровой технике, системах связи, аппаратуре видеонаблюдения (особенно интеллектуального), шагнули далеко вперед. Между тем требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности все это время остаются неизменными.
- В чем расходятся технические требования ПП 969 и реальные потребности отрасли?
А. Шабля: Следует отметить, что система обязательной сертификации ТС ОТБ доказала исключительную эффективность в осуществлении главной своей функции. Она надежно закрывает пути проникновения в важнейшую для безопасности страны отрасль некачественного и неэффективного оборудования, от которого вреда может быть намного больше, чем пользы.
Но требования к техническим средствам, несомненно, нуждаются в актуализации, в первую очередь для обеспечения возможности эффективного реагирования на новые угрозы. Среди них – угрозы применения химического и биологического оружия, в том числе в сочетании с новыми средствами доставки в виде беспилотных летательных аппаратов.
Эти угрозы уже перебрались из мрачных гипотез алармистов в сводки сегодняшних новостей. Но технологии их обнаружения и предупреждения в сфере транспортной безопасности по-прежнему почти не применяются – и только по причине невозможности их сертификации согласно действующим требованиям. А ни в коем случае не потому, что их не существует или они неэффективны. Именно наше, российское оборудование для обнаружения любых видов запрещенных и опасных веществ заметно превосходит по эффективности аналоги ведущих мировых производителей и уже доказало свою эффективность в других сферах, не скованных устаревшими сертификационными требованиями.
- Что бы вы поменяли или добавили в ПП 969 и почему?
А. Шабля: Надо сказать, что актуализация требований к функциональным свойствам ТС ОТБ может быть достигнута достаточно малыми изменениями, учитывающими формулировки действующей версии Федерального закона «О транспортной безопасности» и подзаконных актов, которыми современный перечень угроз уже учитывается.
В конце 2023 года соответствующий проект изменений подготовлен рабочей группой из состава Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Министерстве транспорта РФ при участии профильных ассоциаций. Он распространяет обязательные требования на технические средства противодействия новым угрозам, при этом совмещая в себе пожелания не только производителей ТС ОТБ, но также и субъектов транспортной инфраструктуры, и контрольно-надзорных органов.
Угроза терроризма, в том числе с применением оружия массового поражения, сегодня для нас остра как никогда. И субъекты этой угрозы в выборе методов и средств не будут скованы никакими моральными принципами. В этих условиях все препятствия на пути к укреплению обороноспособности страны должны быть устранены в самые кратчайшие сроки. И сейчас одно из этих препятствий в транспортной отрасли – устаревшие требования к системам обеспечения безопасности. И их ни в коем случае нельзя отменять! Но привести в соответствие реалиям необходимо, причем в самые кратчайшие сроки.