Максим Горшенин
Независимый эксперт в сфере микроэлектроники
Видеоролик на Youtube-канале Максима Горшенина вызвал большой резонанс. Бывший менеджер АО МЦСТ обнаружил в мониторе модели V-MAX ПЦВТ.852859.300 производителя LightCom чип тайваньской компании Realtek. При этом изделие отечественного производителя включено в реестр российской радиоэлектронной продукции. Минпромторг инициировал проверку заключения ТПП, выданного ООО «ЛАЙТКОМ».
На форуме «Микроэлектроника 2023» независимый блогер рассказал журналу RUБЕЖ, почему сегодня локализация важнее импортозамещения, и как нужно изменить подход к реализации балльной системы на практике.
- Как вы восприняли реакцию Минпромторга на видеоролик, который вызвал такой большой резонанс?
- После публикации видеоролика в моем канале в Минпромторге сразу же отреагировали, дали соответствующее распоряжение по проведению проверки. Пока результатов нет, нужно подождать.
Несколько лет назад я снял видео про балльную систему, которую планировалось использовать для систем хранения данных. В этом ролике я и мои коллеги говорили о ее недостатках. На импортную СХД можно было установить отечественные контроллеры, и этого было достаточно, чтобы признать продукцию российской. Мы как раз указали на данный изъян в законодательстве. Видеоролик об использовании тайваньского чипа в продукции, признанной отечественной, стал вторым доказательством несовершенства правовой базы.
- В чем, на ваш взгляд, проблема в импортозамещении: несовершенных правилах игры, которые установлены регулятором, или в некорректном использовании этих правил?
- Нужно формировать базу экспертов, которые бы выдавали заключения о «российскости» продукции, на основе которого будет приниматься решении о включении изделия в реестр отечественного радиоэлектронного оборудования. Я считаю, что первый шаг в этом направлении сделан. Минпромторг намерен создать список Торгово-промышленных палат в ряде регионов, которые будут иметь право выдавать заключения. Ведь далеко не в каждом городе есть специалисты, разбирающиеся в схемотехнике, топологии сложных радиоэлектронных устройств.
- Как относитесь к идее, что развивать российскую электронику можно с помощью дизайн-центров, которые бы создавали продукцию пусть на первом этапе на базе импортной ЭКБ, но зато в России постепенно сформировался бы собственный рынок радиоэлектронной продукции?
- Я согласен с позицией Минпромторга по ужесточению требований к производителям ЭКБ. Например, со следующего года они будут обязаны использовать российский текстолит, платы в электронных устройствах, которые затем станут вносить в реестр. В этом вижу огромный плюс, поскольку отечественным производителям придется использовать собственные разработки, а не отверточную сборку на базе зарубежных решений. В результате это приведет к привлечению инженеров, квалифицированных кадров, развитию компетенций для создания новых продуктов. Пусть даже на начальном этапе это будет локализация. Например, видеокамеры можно изготавливать из импортных комплектующих, но со своим ПО. Вот тогда у компаний появится стимул идти по пути импортозамещения.
Ужесточать требования нужно постепенно, чтобы не столкнуться с дефицитом тех же процессоров, систем хранения данных.
- Многие производители утверждают, что продукция с отечественной ЭКБ как правило стоит дороже и технические характеристики у нее хуже иностранных аналогов. Какие меры в данном случае нужно предпринять для повышения спроса на российскую электронную компонентную базу?
- Нельзя выпускать российский смартфон из китайских комплектующих на Android, его никто не купит, потому что он по цене всегда будет дороже, чем китайский аналог. Наше конкурентное преимущество может быть в собственной операционной системе – Авроре. Чтобы конкурировать на международном рынке надо предлагать уникальный продукт. Благодаря дополнительному сбыту появится и свой внутренний рынок, что позволит выпускать в России по конкурентной стоимости собственную ЭКБ. Вся проблема в небольшой емкости внутреннего рынка, объем производства сильно отстает от того же Китая.
В Китае компаниям позволяют производить в убыток оборудование, потом затраты покрывают за счет госбюджета. У нас нет таких финансовых возможностей. Поэтому стоит запустить проекты по гарантированным закупкам оборудования, либо выделять целевые субсидии. То есть роль государства, на мой взгляд, - консолидировать, объединять, увеличивать заказ с гарантированной поставкой через 2-3 года. Необходимо просчитывать разные варианты для полной загрузки производства, чтобы разработчики понимали, что на их изделия будет постоянный спрос.
- Вы перечислили несколько видов мер господдержки. А почему они не реализуются на практике?
- Импортозамещение стало развиваться именно в последние полтора года. О результатах пока говорить рано. На мой взгляд, необходимо сформировать госзаказ на отечественную продукцию. Производитель четко должен понимать, какой ее объем требуется на рынке, чтобы разрабатывать план производства хотя бы на год вперед.
- Вы согласны с тезисом, что импортозамещение - это еще и вопрос безопасности?
- Безусловно. Необходимо полностью переходить на собственные комплектующие, если мы говорим о доверенности и безопасности. Импортозамещение – это ведь не про то, чтобы все перешли с iPhone на российские телефоны. В оборудовании, радиоэлектронике должны быть доверенные системы, на которых возможно обмениваться конфиденциальными данными. И наличие аппаратных, не документированных возможностей, ведёт к утечке этих данных. Поэтому нужно изготавливать собственное «железо». И по этой причине необходима поддержка российских компаний, которые стремятся к процессу локализации производства. Так отечественные компании станут постепенно нарабатывать компетенции. Потому что если у предприятия есть компетенции, но нет выхода на иностранных поставщиков, то благодаря наработанной практике будет возможность наладить взаимодействие с другими поставщиками.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!



