Ренат Закиров: «Ряд пунктов в ПП 969 надо откорректировать или исключить»
Ренат Закиров, первый заместитель генерального директора компании «Диагностика-М», рассказал журналу RUБЕЖ о том, какие именно изменения надо внести в Постановление Правительства 969, чтобы зарубежные поставщики (перекупщики) не могли получить сертификат соответствия без наличия на территории РФ производственных предприятий.
- Чего не хватает в требованиях ПП 969?
Ренат Закиров: В ПП 969 не реализована необходимость сертификации технических систем и средств досмотра (далее – ТССД), предназначенных для обнаружения химически и биологически опасных и отравляющих веществ. Это открывает лазейку для недобросовестных поставщиков такого рода оборудования. В частности, в разделе IV ПП 969, определяющем требования к функциональным свойствам ТССД, указано, что они должны обеспечивать «не менее 49 случаев правильного обнаружения/идентификации радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний…». В то же время в разделе X приказа Минтранса РФ от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» указаны перечни запрещенных веществ и предметов, в отношении которых установлен запрет на их перемещение в зону транспортной безопасности или ее части. И хотя данные перечни включают в себя, в том числе, химически и биологически опасные и отравляющие вещества, в ПП 969 не определены требования в отношении ТССД, предназначенных для обнаружения/идентификации химически и биологически опасных и отравляющих веществ.
- В чем расходятся технические требования ПП 969 и реальные потребности заказчика?
Р. Закиров: В ПП 969 отсутствуют требования к сертификации комплексных систем обеспечения транспортной безопасности, включающих, например, системы обнаружения запрещенных веществ и предметов, видеонаблюдения, оповещения, контроля и управления доступом. В настоящее время комплексные системы безопасности сертифицируются по ПП 969 в виде отдельных составных частей комплекса. С учетом того, что разные категории технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее – ТС ОТБ) сертифицируются разными органами (ФСБ, МВД, МЧС и т.д.), это приводит к существенному удорожанию сертификации и значительному увеличению сроков процедуры. Что, в свою очередь, ложится существенным обременением на плечи производителя/поставщика комплексных систем и в конечном счете на субъект транспортной инфраструктуры и пассажиров.
- Что надо изменить или добавить к требованиям ПП 969 в сертификации?
Р. Закиров: В п. 17 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности органом по сертификации указано: «Предварительная проверка производства, осуществляемая в соответствии со схемой сертификации № 3, проводится в целях установления наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности установленным требованиям». А согласно п. 18 Правил: «При наличии у заявителя действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества производства технических средств обеспечения транспортной безопасности предварительная проверка производства не проводится».
Это означает, что при сертификации продукции по схеме № 3 (сертификация серийно выпускаемых ТС ОТБ) проверка производства при наличии выполнения п. 18 не проводится. А с учетом того, что сертификат соответствия системы менеджмента качества зачастую без особых проблем может оформляться недобросовестными производителями без наличия производственных мощностей, это дает возможность получить сертификат по схеме № 3 зарубежным поставщикам (перекупщикам), декларирующим себя отечественными производителями, без наличия на территории РФ производственных предприятий.
В связи с этим необходимо исключить п.18 из Правил или откорректировать, изменив его формулировку: «При наличии у заявителя действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества производства технических средств обеспечения транспортной безопасности предварительная проверка производства может не проводиться».
- Реально ли на пути к импортозамещению добиться соответствия требованиям ПП 969?
Р. Закиров: Да, реально, об этом свидетельствует наш опыт. У ООО «Диагностика-М», являющегося производителем большинства видов ТССД, продукция практически полностью состоит из отечественных материалов и комплектующих.