Владислав Кустарев. Перечень подлежащего сертификации оборудования необходимо уточнить и расширить
О практике реализации Постановления Правительства № 969, новых угрозах для объектов транспортной инфраструктуры и технических средствах их защиты журналу RUБЕЖ рассказал Владислав Кустарев, заместитель генерального директора ООО «СТУПОР».
Какие вызовы в сфере транспортной безопасности уже возникли в ушедшем году? И какие из них будут актуальны в текущем 2023 году?
- Прежде всего главным вызовом может стать возрастающая террористическая угроза, причем по нескольким направлениям:
1.кибербезопасность,
2.проверка на прочность технических средств охраны,
3.новые угрозы, такие как угроза c воздуха.
К чему должны быть готовы объекты транспортной инфраструктуры?
- В первую очередь обеспечить защиту от перечисленных угроз. Компания «СТУПОР» предлагает решение для предотвращения террористических атак с воздуха. Наша задача - обеспечить транспортную инфраструктуру изделиями, которые выпускает ООО «СТУПОР» для обеспечения данной безопасности.
В рамках кибербезопасности предлагаем решения по шифрованию, криптошифрованию каналов передачи данных. Здесь есть ряд определённых сложностей, потому что данное изделие является ведомственным. То есть не каждый может его купить, приобрести. В этом направлении, конечно, необходимо работать. Есть компании, которые занимаются как раз данными разработками. Но их количество очень невелико, а спектр недостаточно широк. В основном данные решения предоставляются для государственных силовых ведомств.
Есть ли такой сертификат у Ваших изделий согласно Постановлению Правительства № 969?
- Данное Постановление Правительства предполагает сертификацию конкретных технических средств для транспортной безопасности. Например, видеокамеры. В документе перечислены конкретные системы, которые требуют сертификации тех или иных изделий.
С нашими разработками сложнее. Куда их относить? К каким системам? Возьмем, радар. Его следовало бы отнести к средствам систем охраны периметров. Но только тут периметр какой? Получается воздушный. А вот оборудование для радиоэлектронного подавления вовсе отсутствует в перечне оборудования, подлежащего сертификации. Поэтому сертификационные органы, в рамках ПП 969 затрудняются дать комментарии по поводу возможности сертификации наших изделий.
Выполнило ли Постановление Правительства свою задачу по сертификации систем безопасности на транспорте? Стоит ли внести в данный нормативный акт дополнения или изменения? И если да, то какие?
- В целом Постановление Правительства выполняет свою задачу. А вот что касается изменений, то перечень оборудования, подлежащего сертификации, нуждается в уточнении и расширении. Потому что у производителей систем безопасности и представителей сертификационного органа часто возникают вопросы, как нужно сертифицировать те или иные изделия.