Андрей Долговидов
Заместитель генерального директора по науке ООО «ТЕХНО» (ГК «ЭПОТОС»)
Андрей Долговидов. Решения для обеспечения пожарной безопасности на транспорте нуждаются в сертификации
О том, какое новые вызовы возникнут в транспортной отрасли в 2023 году и готовы ли к ним объекты транспортной инфраструктуры, журналу RUБЕЖ рассказал Андрей Долговидов, заместитель генерального директора по науке ООО «ТЕХНО» (ГК «ЭПОТОС»).
Какие вызовы в сфере транспортной безопасности возникли в 2022 году и будут актуальны в 2023 году? К чему должны приготовиться объекты транспортной инфраструктуры?
- В настоящее время активно начинает развиваться рынок электрических транспортных средств и транспортных средств на газовом топливе. При этом если электротранспорт в настоящее время в основном концентрируется в крупных мегаполисах, то транспорт на газовом топливе планируется широко внедрять во всех регионах страны, включая такие транспортные элементы, как железнодорожные тяговые локомотивы, грузовой и карьерный транспорт, сельскохозяйственная техника, речные и морские суда. Причем если в области внедрения газомоторного топлива задачи решаются комплексно и планово, на правительственном уровне (Распоряжение № 350-р от 13 февраля 2021г.), включая вопросы пожарной безопасности, то в области электротранспорта, и в частности обеспечения пожарной безопасности как самих транспортных средств, так и инфраструктуры по их ремонту и обслуживанию, остаются открытыми.
Часто в данной области только силами коммерческих компаний, комплексно, без участия ведущих исследовательских центров и финансирования, проблемы в данной области не решить. Например, такие проблемы, как объективная оценка эффективности средств и способов пожаротушения аккумуляторных батарей, и литий-ионных в частности. Проблемы нормирования в области проектирования и выработки требований к системам пожарной безопасности применительно к объектам инфраструктуры по обслуживанию электротранспорта и ряд других вопросов. Все эти вопросы будут актуальны в 2023 и последующих годах.
Готов ли рынок систем безопасности противостоять этим вызовам и угрозам? Что ваша компания может предложить в связи с новыми вызовами и угрозами?
- Как показывает практика, даже возгорание обычного электрического самоката или смартфона приводит к очень тяжелым последствиям. Объем источника питания в этих примерах ничтожно мал по сравнению с транспортными средствами по перевозке пассажиров. Что может произойти при возгорании аккумуляторов, например на электробусе, мы периодически наблюдаем в зарубежной хронике происшествий. В настоящий момент в этой области безопасности мы не готовы в полной мере ответить на существующие вызовы. Вместе с тем стоит отметить, что разработкой средств и способов пожаротушения аккумуляторных батарей электротранспорта сегодня занимается несколько российских компаний. В частности, ГК «ЭПОТОС» успешно демонстрировала на базе ВНИИПО новое передвижное средство пожаротушения «Гидрогель», предназначенное для тушения литий-ионных батарей путем создания специальных понижающих температуру и создающих теплоизолирующую поверхность гелей. В настоящее время проводятся работы по расширению линейки представленных средств пожаротушения, с последующим выводом их на рынок.
Сертификация по ПП 969 – есть ли такой сертификат у ваших решений? До какого срока он действует?
- По данному вопросу необходимо сказать, что ПП 969 практически не затрагивает вопросы пожарной безопасности на транспорте, поэтому такого сертификата у наших решений нет. Возможно, безопасность на транспорте следует рассматривать более комплексно и включить в будущем в качестве дополнения в ПП 969 вопросы пожарной безопасности не только как следствие внешних воздействий, но и как вопросы технических или аварийных состояний.
В целом выполнило ли свою задачу постановление правительства по сертификации систем безопасности на транспорте ПП 969? Стоит ли внести дополнения или изменения в него и какие?
- В целом ПП 969 является рабочим инструментом и позволяет оценивать системы безопасности на транспорте. В связи с развитием транспортных средств и его переходом на другие источники топлива следует дополнить положения ПП 969 пунктами, учитывающими новую реальность, в том числе и вопросы пожарной безопасности.