Сергей Солодянкин. Отечественный рынок систем безопасности в новых вызовах видит возможности для своего развития
Какие вопросы в сфере транспортной безопасности возникли в 2022 году и будут актуальны в 2023 году? К чему должны приготовиться объекты транспортной инфраструктуры?
- В сфере транспортной безопасности в 2022 году возник ряд серьезных угроз. К сожалению, нет оснований думать, что они перестанут быть актуальными в 2023 году. Сейчас нашей стране приходится сталкиваться с угрозами от целого государства с их большими возможностями и техническим оснащением. Помимо непосредственных угроз для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) появились также косвенные. Давайте их кратко рассмотрим.
- ОНИ УШЛИ, НО ОБЕЩАЛИ ВЕРНУТЬСЯ.
Часть оборудования, которое было включено в проекты оснащения ОТИ, теперь купить невозможно из-за санкций или многократного увеличения цен. Подрядчикам зачастую приходится, как говорится, «с колес» вносить изменения в проекты.
- ОНИ ОБЕЩАЛИ НЕ УХОДИТЬ, НО КУДА-ТО ДЕЛИСЬ.
Часть компаний из дружественных стран, так или иначе, оказались втянуты в санкционную войну против РФ. Связано это с тем, что в составе своих изделий они имеют компоненты, поставляемые из недружественных стран, требующих поддержки ограничений поставок в РФ.
- ОН ОБЕЩАЛ УЙТИ, НО ОСТАЛСЯ.
Компании РФ, работающие с китайскими производителями, сталкиваются с проблемами из-за новых волн ограничений, вводимых в КНР из-за роста числа заболевших коронавирусом в рамках политики «нулевой терпимости» к вирусу. Это также несет в себе серьезные вызовы как подрядным организациям, так и отечественным производителям оборудования.
Готов ли рынок систем безопасности противостоять этим вызовам и угрозам? Что Ваша компания может предложить в связи с новыми вызовами и угрозами?
- Отечественный рынок систем обеспечения транспортной безопасности с готовностью принимает эти вызовы, видя в них, прежде всего, широкие возможности для своего развития. В работу включены все. Производители разрабатывают новые линейки оборудования в своем ассортименте, спешно занимая освободившиеся ниши. Транспортные компании осваивают новые маршруты доставки и создают альтернативные цепочки поставок. Проектные организации все больше начинают смотреть в сторону отечественной продукции.
Наша компания предлагает широкий перечень оборудования для оснащения ОТИ – от видеонаблюдения до серверов с программным обеспечением собственной разработки. Наше выпускаемое оборудование состоит в основном из российских комплектующих, и по этой причине нас не коснулись санкции. Кроме того, продукция СТИЛСОФТ полностью соответствует всем требованиям ПП №969: разработана и производится в России, включена в Единый реестр российской радиоэлектронной и промышленной продукции, а программное обеспечение – в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Сертификация по Постановлению Правительства № 969 - есть ли такой сертификат у ваших решений? До какого срока он действует?
- После вступления в силу Постановления Правительства № 969 наша компания приняла решение аккредитовать собственную лабораторию «Испытательную лабораторию Стилсофт», которая к настоящему времени провела уже более 900 испытаний, конечно же первые сертификаты были выданы на свою продукцию, действительны они до декабря 2025 г.
В целом выполнило ли свою задачу Постановление Правительства по сертификации систем безопасности на транспорте – ПП № 969? Стоит ли внести дополнения или изменения в ПП № 969? Какие?
- Государственное регулирование позволило упорядочить требования для множества видов оборудования систем безопасности, в том числе к их функциональным свойствам.
Вместе с тем из-за наличия обширного перечня видов оборудования и их функциональных свойств, а также многообразия объектов транспортной инфраструктуры, ПП № 969 имеет в своем содержании спорные моменты и нуждается в некоторых дополнениях и изменениях. Например, в ПП № 969 никак не учтены тепловизоры и радиолокационные системы, к которым должны быть предъявлены особые требования.