/

Александр Книвель. Российский рынок БАС испытывает дефицит комплектующих изделий

Александр Книвель. Российский рынок БАС испытывает дефицит комплектующих изделий

Александр Книвель

Исполнительный директор ФАУ «Авиационный регистр России» по сертификации разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники и БАС

Александр Книвель. Российский рынок БАС испытывает дефицит комплектующих изделий

21 января 2023, 11:15    1373

С какими проблемами сталкиваются разработчики беспилотных авиасистем (БАС) журналу RUБЕЖ рассказал  Александр Книвель, исполнительный директор ФАУ «Авиационный регистр России» по сертификации разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники и БАС.

Какой порядок лицензирования БПЛА?

- В России не проводится лицензирование БПЛА, а проводится Минпромторгом России только лицензирование права на разработку и производство авиационной техники. В соответствие с Воздушным кодексом России лицензии на разработку и производство гражданской авиационной техники, включая БПЛА, выдаются только при наличии у организации - заявителя выданного Росавиацией сертификата разработчика и/или сертификата изготовителя гражданской авиационной техники. Эти сертификаты необходимы для получения Росавиацией уверенности в том, что организация – заявитель способна разработать и серийно изготавливать безопасную авиационную технику. Сама авиационная техника, включая беспилотные авиационные системы (БАС), состоящие из дистанционно-пилотируемых воздушных судов (ДПВС) и пунктов дистанционного пилотирования (ПДП) при взлётной массе больше 30 кг для допуска к эксплуатации должна иметь сертификат лётной годности, выдаваемый на основе сертификата типа (СТ).

Авиарегистр России по поручению Росавиации участвует в сертификации типа БАС на основании утверждённого сертификационного базиса (СБ), данной БАС. Сертификационный базис БАС составляется на основе рекомендуемого ИКАО риск-ориентированного подхода на основании действующих в России норм лётной годности (НЛГ), дополненных специальными техническими требованиями (СТТ) в зависимости от рисков для безопасности полётов ДПВС в ожидаемых условиях эксплуатации данных ДПВС. Если раньше СБ составлялся из пунктов НЛГ для пилотируемых воздушных судов (ПВС), то теперь на основе специализированных НЛГ-БАС с добавлением, при необходимости, СТТ. Такой подход значительно облегчит и ускорит разработчикам процесс составления СБ для их БАС, а значит будет способствовать развитию отрасли БАС.

Ужесточился ли порядок сертификации беспилотников? 

- Никакого ужесточения сертификации БАС в настоящий момент не происходит. Наоборот, для разработчиков несколько облегчается процесс сертификации типа БАС. Поскольку отсутствует некая дополнительная сертификация, то на экономическом благополучии разработчиков поставщиков БАС это никак не скажется.

Испытывают ли дефицит комплектующих разработчики беспилотных авиационных систем?

   - Нехватка комплектующих изделий для БАС, особенно сертифицированных двигателей внутреннего сгорания, электрических двигателей, винтов, систем предотвращения столкновений с землёй, а также между собой и с пилотируемыми ПВС уже резко отрицательно сказывается на темпах развития отрасли БАС, поскольку, в связи с этим, возможна выдача сертификатов типа ограниченной категории на определённые виды работ БАС в закрытом воздушном пространстве.

Что, на ваш взгляд, является основным препятствием для развития БАС в нашей стране?

- Отсутствие обеспеченной финансированием Государственной программы развития БАС и их компонентов с планами их создания, особенно сертифицированных двигателей внутреннего сгорания, электрических двигателей, винтов, систем предотвращения столкновений с землёй, а также между собой и с пилотируемыми ПВС.

Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов») создан в 2019 году на базе АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и АО «Камов». Предприятие объединило в себе две уникальные инженерные школы отечественного вертолётостроения – школу Миля и школу Камова. Обе эти школы вертолётостроения имеют богатый опыт разработки и сертификации АТ. Они также давно имеют сертификат разработчиков пилотируемых гражданских вертолётов, который был ими расширен на область разработки БАС, что и способствовало получению ими ограниченного сертификата типа на БАС-200. БАС-200 стал первым в России беспилотником, получившим сертификат типа ограниченной категории. Для развития рынка беспилотной авиации – это огромный драйвер, который позволит эксплуатировать БАС в целях оказания комплексных услуг в разных отраслях экономики государства, таких как: недропользование, топливно-энергетический комплекс, логистика, экология, сельское хозяйство и лесное хозяйство.

Как на российский рынок БАС повлияло введение санкций?

-  Российский рынок БАС оказался полностью не готов к западным санкциям по причине отсутствия сертифицированных отечественных комплектующих для их создания.  


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.5042 s
queries: 232 (0.0473 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.