Вероника Сидорова
Руководитель правовой подгруппы службы авиационной безопасности аэропорта Домодедово
Вероника Сидорова. Вопрос гармонизации законодательства по транспортной и авиационной безопасности остается актуальным
О том, почему законодательство в сфере авиационной и транспортной безопасности нуждается в гармонизации, есть ли необходимость в продлении моратория на сертификацию согласно Постановлению Правительства № 969, журналу RUБЕЖ рассказала Вероника Сидорова, Руководитель правовой подгруппы службы авиационной безопасности аэропорта Домодедово.
По какой схеме сертифицированы технические средства безопасности на ваших объектах?
- Выбор схемы сертификации четко определен Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». В случае сертификации ТСО ТБ, установленных на объекте, подлежит применению схема сертификации №4. При закупке оборудования для объекта обязательным условием является соответствие закупаемого ТСО ТБ и наличие соответствующего сертификата. Соответственно на объекте установлено оборудование прошедшее сертификацию по схеме, применимой к конкретной ситуации.
Можно ли назвать существующие требования по транспортной безопасности завышенными? Какие требования по оснащенности объектов техническими средствами безопасности стоит сократить?
- В условиях повышенного уровня террористической угрозы не приходится говорить о завышенных требованиях в области обеспечения транспортной безопасности. Однако дублирование нормативного правового регулирования, которое сейчас наблюдается в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности, приводит к значительному и необоснованному увеличению организационных, трудовых, финансовых затрат субъектов транспортной инфраструктуры.
Работа по устранению дублирования велась Минтрансом с участием всего авиационного сообщества, и принятие федерального закона ожидается аэропортовым сообществом, авиакомпаниями и иными заинтересованными лицами. Вопрос гармонизации законодательства стал особенно актуальным в связи с существенным уменьшением доходов авиационного сообщества, вызванным закрытием воздушного пространства для воздушных судов российских авиакомпаний.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 2021 г. принят в первом чтении законопроект № 1222092-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты». Данный законопроект направлен на гармонизацию законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в том числе объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, и воздушного законодательства в части авиационной безопасности. Принятие федерального закона позволит устранить дублирование в нормативном правовом регулировании деятельности по защите воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства по целому ряду ключевых требований в обеспечении авиационной и транспортной безопасности. Однако до сих пор законопроект во втором чтении не рассматривался, несмотря на включение в примерную программу на октябрь 2022 года.
Аналогичная ситуация складывается с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.
Вы знаете примеры несоответствия технических средств безопасности завышенным требованиям?
В аэропорту Домодедово используется оборудование, имеющее сертификат, что говорит о его соответствии заявленным требованиям. Вопрос об изменении или доработки Постановления Правительства №969 с точки зрения технических требований к данному оборудованию является, безусловно, важным и требующим перманентного внимания. Оборудование должно соответствовать не только нормативно установленным требованиям, но и требованиям, продиктованным фактической ситуацией, реальностью.
Имеет ли смысл переложить оценку угроз и разработку планов на сами объекты и их руководителей? Готовы ли руководители к такой системе ответственности?
- Разработка планов обеспечения транспортной безопасности проводится в соответствии с Приказом Минтранса России от 02.07.2021 N 225, ранее действовал приказ Минтранса от 11 февраля 2010 г. N 34. В обоих случаях разработка планов транспортной безопасности являлась и является обязанностью самих владельцев объектов.
Как вы относитесь к мораторию на сертификацию по Постановлению Правительства № 969? Нужно ли его продлить? Что проще – пройти такую сертификацию или оплачивать штрафы Ространснадзора?
- «Мораторий на сертификацию» относится к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, установленных и используемых субъектами транспортной инфраструктуры до вступления в силу Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969. Его принятие объективно учитывает текущую ситуацию, в которой сейчас функционируют объекты воздушного транспорта. Разрешение вопроса о его продлении также должно быть основано на той ситуации, которая будет складываться к концу 2023 года.