/

Евдокия Рукавишникова. PLM от Росатома. Цель - импортонезависимость на 100%

Евдокия Рукавишникова. PLM от Росатома. Цель - импортонезависимость на 100%

Евдокия Рукавишникова

Заместитель директора по цифровизации - директор программы «Промышленные решения» Росатома

Евдокия Рукавишникова. PLM от Росатома. Цель - импортонезависимость на 100%

01 июля 2022, 22:28    2704

Конкурентоспособное промышленное предприятие в нынешнем понимании – это сложная киберфизическая система, успешное функционирование которой невозможно без соответствующего IT-инструментария. Обязательный атрибут цифрового производства – наличие системы управления жизненным циклом (PLM, Product Lifecycle Management). Такие решения дают возможность сквозного отслеживания и контроля выпускаемой продукции на всех этапах: от идеи продукта и его разработки – до изготовления, сопровождения в течение всего срока службы и последующей утилизации. О перспективах импортозамещения зарубежных PLM-систем отечественными цифровыми продуктами в интервью рассказала Евдокия РУКАВИШНИКОВА, заместитель директора по цифровизации – директор программы «Промышленные решения» Росатома.

Евдокия, уход с рынка нашей страны крупных зарубежных IT-вендоров перевел вопросы цифрового импортозамещения в отечественной промышленности из «дискуссионной» в абсолютно практическую плоскость. Качественные российские IT-решения требуются предприятиям как можно скорее. Сегодня хорошо известно об активности Росатома в сфере замещения инженерного ПО, прежде всего в рамках продвижения собственной линейки CAE-систем «Логос». А каковы заделы госкорпорации в области PLM? Когда соответствующие продукты будут доступны заказчикам на открытом рынке?

Евдокия РУКАВИШНИКОВА: Прежде чем выйти на открытый рынок, создаваемые предприятиями Росатома цифровые продукты предварительно проходят чрезвычайно важную фазу разработки, тестирования, верификации и отладки в периметре корпорации. Такая подготовка позволяет впоследствии предлагать внешним заказчикам зрелые решения, учитывающие опыт практической эксплуатации и высочайшие требования атомной отрасли. По аналогичной модели развиваются и разработки Росатома в сфере PLM.

Внутри отрасли, а также нашим ближайшим партнерам эта система известна как СПЖЦ («Система полного жизненного цикла»). Но на международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2022, которая вскоре пройдет в Екатеринбурге, наша система впервые будет представлена под новым именем САРУС.PLM. Название прямо напоминает о географической родине создаваемого продукта. Ведь его разработчиком выступает РФЯЦ-ВНИИЭФ (входит в Госкорпорацию «Росатом»), расположенный в Сарове, легендарном городе в Нижегородской области. Изначально система создавалась в интересах атомной отрасли и ОПК – как решение, полностью независимое от импортных технологий и элементов. А сегодня мы находимся на этапе подготовки к выходу тиражируемой версии.

Наша PLM-система сможет применяться на предприятиях, использующих различные типы производства. Продукт развивается в рамках модульной концепции. Основные его элементы – управление предприятием в целом, производством и персоналом, а также жизненным циклом непосредственно выпускаемой продукции. В составе решения активно применяются принципы управления данными об изделии (Product Data Management) на всех этапах: от исследований и подготовки обоснований – через проектирование, появление опытных образцов и испытаний до производства, реальной эксплуатации, совершенствования продукта и его утилизации в будущем. Ведь одна из задач PLM как раз и состоит в том, чтобы позволить заказчикам автоматизировать тесно связанные друг с другом производственные и бизнес-процессы: от моделирования и конструирования до документооборота, управления персоналом, логистикой и др.

Работы над созданием САРУС.PLM стартовали в 2018 году. За это время  коллективу РФЯЦ-ВНИИЭФ удалось пройти большой путь и сформировать уникальную экспертизу. В том числе, накопленный опыт позволяет полностью исключить импортные компоненты из состава нашего IT-решения.

Так что заделы имеются. И очень серьезные. Но теперь их необходимо сделать доступными для широкого круга предприятий ОПК и промышленности России в целом. 

Каковы ближайшие шаги по обеспечению доступности для заказчиков продуктовых версий PLM-системы от Росатома?

Е. РУКАВИШНИКОВА: Согласно нашим планам, при наличии финансирования до конца 2022 года должна появиться стабилизированная версия продукта. Это позволит уже начиная с 2023 года перейти к реализации программы опытно-промышленной эксплуатации системы в рамках пилотных проектов на предприятиях-партнерах. Это ближайшие ориентиры.

Еще одна важная задача, которую нам предстоит оперативно решить, – это организация эффективного командного взаимодействия непосредственных разработчиков и специалистов в области развития продуктового портфеля Росатома.

Превращение ориентированной на сегмент ОПК разработки в коммерческий цифровой продукт, обладающий всеми привычными для современного корпоративного потребителя свойствами и элементами, – процесс не простой. Ведь необходимо развернуть целую экосистему, включающую в себя услуги в области обучения, техническую поддержку, средства интеграции с другими продуктами и решениями. Сформировать пул партнеров-интеграторов и сервис-провайдеров, выстроить понятную и комфортную лицензионную политику, предложить клиентам максимально привлекательные модели финансового взаимодействия.

Только успешно решив все эти вопросы, мы сможем ответить на чрезвычайно амбициозный вызов. А именно, обеспечить в 2024 году практическую возможность замещения как минимум 30% применяемых ныне в российской промышленности PLM-систем. Таковы ориентиры, которые ставит перед нами руководство страны и Росатома.

То есть, по большому счету, предстоит не только оперативно предложить отечественному потребителю импортонезависимое PLM-решение, но и сформировать полный стек компетенций, которыми сегодня обладают ведущие вендоры IT?

Е. РУКАВИШНИКОВА: Именно так. Нельзя просто взять программный код (пусть даже самый лучший, содержащий в себе передовую математику и глубокий производственный опыт), передать его маркетологам и предложить «упаковать» отраслевую разработку для открытого рынка. Именно поэтому я с осторожностью отношусь к термину «продуктизация». То, что мы сегодня делаем, – на самом деле правильнее именовать трансформацией. Это изменение культуры разработки с учетом современных требований рынка. И, одновременно, выстраивание всей необходимой «обвязки», которая даст нам возможность (в буквальном смысле!) управлять полным жизненным циклом цифрового продукта.

Дистрибутив, лицензия, мануал, консалтинг, пользовательский опыт, дружественный интерфейс, работа с обратной связью, скорость реакции на запросы потребителей... Цифровой продукт живет и развивается в своей, специфической системе ценностей, заданной рыночными реалиями. Вот этот трансфер «от отраслевой разработки – до коммерческого продукта» нам вместе с командой создателей САРУС.PLM и предстоит проделать в кратчайшие сроки.

В отличие от более простого офисного ПО в создании комплексных цифровых продуктов для промышленности огромную роль играют первые заказчики. Каковы будут цели «пилотов» PLM-системы от Росатома в рамках опытно-промышленных внедрений?

Е. РУКАВИШНИКОВА: Все верно. Любой программный продукт для промышленности начинает по-настоящему «жить» только тогда, когда появляется реальная практика его применения конечными пользователями. Кстати говоря, с точки зрения организации цикла разработки именно этим сложное индустриальное ПО отличается не только от более простого «функционального» софта, но и от оборудования, при создании которого требования к основным техническим характеристикам (например, к точности, скорости или производительности), как правило, четко заданы заранее.

Только в ходе первых пилотных внедрений на предприятиях-партнерах можно полностью понять, что именно мы разработали. Что нравится заказчикам, а чего им не хватает. Насколько правильная архитектура заложена в продукт и в каком темпе мы способны дорабатывать, совершенствовать систему с учетом пожеланий клиентов.

Именно эти задачи мы и будем отрабатывать на этапе опытно-промышленной эксплуатации. Прежде всего в машиностроительном сегменте промышленности России.  А по завершению этой фазы перейдем к тиражированию и масштабированию продукта.

Какие технологические конкурентные преимущества заложены в PLM-разработках Росатома, которые сейчас готовятся к выходу на рынок?

Е. РУКАВИШНИКОВА: Обо всех преимуществах говорить не буду. Пусть они станут приятным сюрпризом для наших заказчиков и неожиданностью для зарубежных поставщиков, которых мы в любом случае считаем своими конкурентами на рынке. Но о четырех сильных сторонах САРУС.PLM скажу.

Первое преимущество – это современная объектно-ориентированная платформенная архитектура. Наши иностранные соперники начинали создание своих продуктов довольно давно. История некоторых из этих систем насчитывает уже 30-40 лет. Мы стартовали позже. А значит, избавлены от груза унаследованных подходов к системной архитектуре и «накопленной архаики».

Второе преимущество, учитывающее нынешние требования в части импортозамещения, – это подтвержденная кроссплатформенность. Наш PLM-продукт может работать как на Windows, так и на российской операционной системе Astra Linux.

Третье – доступность для предприятий не только базовой версии, но и версии в защищенном исполнении. Причем средства защиты (как коммерческой информации, так и гостайны) предусмотрены в продукте изначально, что существенно повышает уровень его безопасности.

Наконец, наша четвертая сильная технологическая сторона – применение суверенного и очень перспективного российского геометрического ядра RGK (Russian Geometric Kernel) для работы с 3D-объектами и интеграции с отечественными САПР.

В целом мы находимся сегодня на таком этапе технологической готовности, который позволяет говорить о создании в ближайшие годы отечественной PLM-системы «тяжелого» индустриального класса (в сложившемся на IT-рынке понимании). Мы понимаем вызовы и понимаем задачу, поставленную правительством Российской Федерации, по ускорению выхода на рынок тяжелой версии уже к 2025 году, и постараемся активно включиться в ее решение. Напомню, что по первоначальным планам государства горизонт создания «тяжелой» российской PLM-системы был определен на уровне 2027-2028 годов.

Особо подчеркну, что мы готовы будем предоставить российским предприятиям не фрагментарную, не выборочную или компонентную, а полную импортонезависимость PLM-системы. Независимость на 100%.

Наконец, наш продукт будет открыт для развития и взаимодействия с другими отечественными компаниями-разработчиками промышленного ПО. В том числе мы будем предоставлять партнерам соответствующие API в рамках реализации совместных интеграционных проектов.

Что самое сложное для вас, как для топ-менеджера, на текущем этапе – с учетом планов, о которых вы рассказали?

Е. РУКАВИШНИКОВА: Самое главное – эффективно использовать «воронку возможностей», но при этом максимально аккуратно управлять ожиданиями. Здесь очень важен баланс.

Вся наша команда, которая сейчас в Росатоме работает по PLM-проблематике, придерживается абсолютно честной политики. Это значит, что мы обязаны выполнить те задачи и уложиться в те сроки, которые перед нами поставлены. С другой стороны, очень важно не «перегреть» рынок. Не создавать иллюзию, что все проблемы в области перехода российской промышленности на отечественные IT-решения будут легко решены уже завтра.

И нам, и российским промышленным предприятиям, и нашим партнерам из числа независимых российских компаний-разработчиков IT предстоит большая работа. Но уверена, что совместными усилиями мы с ней обязательно справимся!

Евдокия Львовна Рукавишникова – специалист в области цифровизации промышленности. Обладает широкими компетенциями по управлению масштабными IT- и цифровыми проектами в военно-промышленном комплексе. Осуществляла стратегическое и операционное управление проектами автоматизации и цифровизации, в том числе строительством ЦОД и созданием единого информационного пространства предприятий, включая внедрение системы управления жизненным циклом изделия в единой IT-среде. Профессиональную деятельность начинала в администрации губернатора Санкт-Петербурга. В дальнейшем работала на руководящих должностях в ОАО «РТИ» –  производителя высокотехнологичных продуктов для ВПК. Координировала IT-проект «Безопасный город» АО «ИТЦ «Система-Саров». В качестве исполнительного директора ЗАО «Научно-технический центр «Модуль» занималась выводом на рынок гражданских продуктов. Являлась заместителем генерального директора Группы компаний «Специальные системы и технологии», руководила процессами повышения эффективности производства. В должности заместителя директора департамента ПАО «НК «Роснефть» управляла проектами цифровизации на предприятии ССК «Звезда». С 2022 года является заместителем директора по цифровизации – директором программы «Промышленные решения» Госкорпорации «Росатом». Назначена советником министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на общественных началах.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3300 s
queries: 232 (0.0325 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.