/

Артур Хасиятуллин: «Дроны повышают уровень аудита на объектах ТЭК»

Артур Хасиятуллин: «Дроны повышают уровень аудита на объектах ТЭК»

Артур Хасиятуллин

CEO TraceAir Russia

Артур Хасиятуллин: «Дроны повышают уровень аудита на объектах ТЭК»

10 февраля 2022, 18:09    960

Артур Хасиятуллин, CEO TraceAir Russia, прокомментировал журналу «RUБЕЖ» эффективность принятых в 2021 году изменений в законодательном регулировании организации безопасности объектов топливно-энергетического комплекса России, и каких изменений по совершенствованию мероприятий в области обеспечения безопасности объектов отрасли не хватает.

RU: Какие изменения в законодательном регулировании организации безопасности объектов ТЭК приняты в 2021 году, какие из них работают, а какие нет?

Артур Хасиятуллин: Можно сказать, что прошлый год ознаменован новой системой регулирования промышленной безопасности. Особенно это коснулось ТЭК.

Запущена программа стимулирования добросовестности от Ростехнадзора, согласно которой у компаний на 1 год снижают частоту проверок в случае отсутствия аварий, инцидентов и несчастных случаев на объектах предприятия в течение 5 лет. Также изменились категории высокого риска в ТЭК: таковым считают объекты, на которых работают одновременно свыше 5 000 специалистов.

На данный момент не совсем понятны критерии добросовестности: например, неясно, какие границы причинения вреда здоровью понимаются под несчастным случаем?

Кроме того, устанавливается досудебный порядок рассмотрения жалоб в сфере безопасности труда. Теперь жалобы можно направлять через портал Госуслуги. Помимо изменения нормативных законов ряд компаний из ТЭК (Газпром, Лукойл, Транснефть, Сибур и др.) участвуют в экспериментальном проекте по дистанционному контролю, который используют как инструмент ухода от плановых проверок и физического присутствия надзорных служб.  

Стоит также отметить, что Госдума утвердила перечень нормативных дополнений в ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в 2021 году. Они отражены в ст. 28.3, а также 29.1 и 29.2.  Согласно этим дополнениям, субъекты электроэнергетики должны организовать систему по мониторингу рисков, под которыми понимается система сбора, обработки и анализа информации о деятельности компаний ТЭК для надежного и безопасного их функционирования. Появляется и Федеральный государственный энергетический надзор, в фокусе внимания которого будет безопасное ведение работ на предприятиях.

Мы видим общую тенденцию повышения ответственности не только работодателей, но и самих сотрудников производственной сферы.

С 1 марта начнет действовать Федеральный закон № 311-ФЗ, который вводит новые нормы в Трудовой кодекс РФ. У работодателя будут основания требовать от сотрудников соблюдать правила охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК) и, например, в случае неприменения ими выданных средств индивидуальной защиты, становится возможным отстранить сотрудника от работы без сохранения заработной платы. 

В строительном мире очень редко все идет точно по плану. По данным Росстата, общая численность пострадавших на производстве составляет 23,3 тысяч случаев в год, из которых свыше 1000 человек – с летальным исходом. В США фиксируют идентичную смертность. Одной из распространенных в мире причин получения травм на строительстве является падение с высоты, также велика доля дорожно-транспортных происшествий.

В связи с этим ряд компаний использует технологии БПЛА для повышения безопасности труда в промышленном строительстве. Можно выделить ряд направлений по применению дронов в сфере безопасности: оценка рисков, определение скрытых опасностей, изучение труднодоступных мест и сокращение времени нахождения персонала в опасных условиях. Например, это актуально при разведке месторождений полезных ископаемых. Маркшейдеры зачастую находятся рядом с зоной проведения взрывных работ или в опасной близости с крупной техникой. Выполняя съемку с дрона и считая объем породы по данным с БПЛА, сокращается необходимость нахождения сотрудников в карьере.

Мы применяли технологию аэромониторинга при строительстве Амурского газоперерабатывающего завода компании НИПИГАЗ. Одно из применений дронов заключалось в проведении аудита и проверок. Также мы контролировали соблюдение правил техники безопасности. Высота промышленных установок на территории завода достигала 90 метров, а общая площадь строительной площадки громадная - более 800 га. Беспилотники могут эффективнее чем традиционный мониторинг работать на большой территории, на высоте и в труднодоступных местах. Таким образом нам удалось оперативно обнаружить и спрогнозировать распространение подпалов травы во время пожаров в Приамурье, а также вести регулярный аудит 29 000 сотрудников.

RU: Каких изменений по совершенствованию мер в области обеспечения безопасности объектов ТЭК, на Ваш взгляд, не хватает?

Артур Хасиятуллин: Я бы отметил необходимость комплексного подхода в организации систематического выявления опасностей и профессиональных рисков. Приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438-н требует проводить мероприятия по управлению профессиональными рисками. Однако нередки случаи, что работодатели не выполняют это требование и это уже впоследствии выясняют инспекторы по труду. Традиционные проверки происходят не ежедневно и ежемесячно, что создает «люфт» между необходимым и текущим статусом по безопасной охране труда на предприятиях в ТЭК. Новые законодательные нормы пытаются ликвидировать эту нелинейность, чем и обусловлен эксперимент по регулярным нормам и дистанционному контролю безопасности объектов ТЭК.

Стоит понимать, что обеспечение безопасности по организации труда необходимо предприятию не только для выполнения законодательных норм. Международные инвесторы обращают на это пристальное внимание при решении о поддержке проекта. Например, при запуске технологии аэромониторинга на первом в России газоперерабатывающем комплексе в г.Усть-Луга Ленинградской области по запросу СС7 (China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven) мы разработали систему мониторинга строительной техники.

Дроны и использование веб-платформы позволяют следить за каждой единицей и типом техники на строительной площадке. Нарушение скорости передвижения транспорта влечет за собой увеличение аварийных ситуаций. Мониторинг позволяет анализировать траекторию передвижения и количество часов работы строительной техники с целью эффективного ее использования (ликвидации простоя) и сохранения состояния временных дорог, а также контролирует соблюдение правил безопасности и охраны труда.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4359 s
queries: 237 (0.0422 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.