/

Захар Кондрашов. Беспилотники, робототехика искусственный интеллект откроют перспективные возможности развития отечественной микроэлектроники

Захар Кондрашов. Беспилотники, робототехика искусственный интеллект откроют перспективные возможности развития отечественной микроэлектроники

Захар Кондрашов

Генеральный директор АО «НИИМА «Прогресс»

Захар Кондрашов. Беспилотники, робототехика искусственный интеллект откроют перспективные возможности развития отечественной микроэлектроники

06 сентября 2021, 22:04    1749

В преддверии Форума «Микроэлектроника-2021» - главного события для отечественных разработчиков микроэлектронных компонентов -  журналу RUБЕЖ о последних тенденциях в отрасли рассказал Захар Константинович Кондрашов, генеральный директор АО «НИИМА «Прогресс».

RUБЕЖ: Возглавляемый вами институт известен как главный российский дизайн-центр в области разработки навигационных приемников, СБИС специального назначения, контроллеров и СВЧ-компонентов. Какие интересные доклады и анонсы новых проектов вы приберегли для 7-й научной конференции «Электронная компонентная база и микроэлектронные модули»?

Захар Кондрашов: Да, действительно Институт является одним из организаторов научной конференции, которая за семь лет масштабировалась до Всероссийского форума — события Федерального значения для всей микроэлектронной отрасли, и к этому ключевому мероприятию мы подходим с большим уважением и ответственностью!

В 2021 году принято решение провести Форум в городе Алуште. Удалось создать  формат мероприятия, в рамках которого происходят встречи и тесное взаимодействие ведомств и потребителей, отвечающих за развитие микроэлектроники в нашей стране. Что самое главное — в результате этих встреч рождаются комплексные проекты, которые носят прикладной характер и потом с успехом реализуются.

В этом году пройдет два пленарных заседания. «Классическое» пленарное заседание с участием министерств, ведомств и ведущих институтов страны будет открывать мероприятия Форума. Во второй день нас ждет «Научное пленарное заседание», после которого предусмотрен ряд дискуссий.

Также из нововведений — семь полноценных дней на живописном побережье полуострова. Разрабатывается досуговая программа для участников, чтобы каждый смог насладится природой, историческим наследием и гастрономией Крыма.

Что касается новых проектов, «Прогресс» презентует новую разработку «КОНСУЛ» — это комплексированная навигационная система услуг локации, которая обеспечит геопозиционирование объектов в условиях плохого приема или полного отсутствия сигналов ГНСС (глобальных навигационных спутниковых систем), а также в условиях подавления навигационного сигнала или его спуфинга. Проект уникальный для нашей страны, и в ближайшем будущем он станет неотъемлемой частью беспилотной и автономной навигации.

RU: Форум «Микроэлектроника», среди основателей которого был «Прогресс» и к развитию которого институт прикладывает много усилий, ежегодно прирастает новыми секциями, расширяя обсуждение технологий и перспективных проектов. Есть ли еще не охваченные темы, которые в будущем вы считаете необходимым добавить в программу Форума в виде отдельных секций?

З. Кондрашов: Я бы обязательно выделил секцию для докладов на тему робототехники — в частности, беспилотные автомобили или ЭКБ для беспилотных автомобилей, беспилотное судоходство и летательные аппараты.

В ближайшем будущем сохранится тенденция перехода на электромобили, а это влечет за собой создание новой электронной компонентной базы, что открывает перспективные возможности развития компаний в сфере микроэлектроники.

Тренды авторынка сегодня — это «Подключенные автомобили», то есть транспортные средства, подключенные к тем или иным информационным системам.

Автомобильная электроника в разных ее представлениях будет стремительно развиваться, необходимо выходить на рынок с предложением для автомобилей, которые появятся через 10–20 лет. Это будут движущиеся объекты, генерирующие информацию и кардинально отличающиеся от автомобилей сегодняшних, с этими технологиями нужно будет не просто работать, но и развивать их.

Беспилотный транспорт приведет к изменению всей дорожной инфраструктуры. Уже сейчас появляется множество направлений, таких как автономное зрение, технологии взаимодействия «машина — машина», «машина — дорога», целый пласт новых технологий и знаний. Появляется большой рынок сбыта для изделий микроэлектроники, новая ЭКБ как для дорог, так и для автомобилей. Серьезный тренд сегодня представляет собой и «зеленая энергетика», поэтому нужно создавать либо оптимизировать компоненты с учетом меньшего энергопотребления для сокращения влияния на окружающую среду.

RU: Какие новые продукты, в том числе исследования, наработки, НИОКРы и услуги сторонним организациям, вы могли бы выделить за прошедшее с момента последней конференции время? О каких из них расскажут на конференции сотрудники компании?

З. Кондрашов: Нужно признать, что в связи с пандемией 2020 года, повлекшей за собой кризис во многих мировых отраслях, в том числе и в микроэлектронике, какого-то большого скачка в расширении продуктовой линейки в этом году у нас нет. Мы продолжаем развивать наши традиционные направления, в частности навигацию, планируем создание электронной компонентной базы для «Интернета вещей». Также из крупных достижений следует отметить, что мы приступили к разработке комплексной системы услуг локации «КОНСУЛ». Планируем создание ЭКБ для новых направлений в робототехнике. Разрабатываем микроконтроллеры для автомобильной электроники.

RU: В своих разработках СБИС специалисты компании ориентируются на технологические возможности российских производителей или их ничего не ограничивает, и они могут ориентироваться на самые передовые мировые технологии?

З. Кондрашов: В период глобализации и гонки технологий самыми важными ресурсами для любой страны являются инновация, информация и скорость. Российские разработчики, в том числе и сотрудники нашего института, ориентируются на мировые тенденции в технологиях, но при этом мы всегда в фокусе внимания держим отечественное технологическое развитие.

При появлении конкурентоспособных технологий на территории Российской Федерации мы естественно переходим на них. Эту тенденцию вы можете наблюдать в большом секторе разработок, для которых государство требует применения отечественной ЭКБ. Мы готовы перевести микроэлектронную продукцию на отечественные площадки, но здесь есть ряд комплексных вопросов, требующих решения.

RU: Возникший дефицит чипов на мировом рынке играет на руку компании или, напротив, порождает трудности?

З. Кондрашов:  Это скорее трудность, чем преимущество, причем для всего мирового сообщества, как разработчиков, производителей, так и для потребителей. Стоимость комплектации растет, увеличиваются сроки поставки. В России есть фабрики — производители чипов, но на данный момент они не могут удовлетворить все потребности отечественных компаний.

RU: Одной из самых горячих тем сегодня является связь 5G. Мы знаем, что ваш институт работает над элементной базой 2G–4G. Какие планы у института в части проектирования модулей 5G для закрытия потребностей отечественных операторов и других заказчиков этой продукции?

З. Кондрашов:  Мы работаем над этим. Наши специалисты изучают литературу, делают подборку материалов и разработок, проводится сравнительный анализ. Вся эта критическая масса знаний — необходимый задел для разработки и проектирования отечественной элементной базы модулей 5G.

RU: Для того чтобы производство сегодняшней передовой микроэлектроники было выгодно, требуется выпуск массовых серий. В то же время потребность российского рынка относительно невелика. Как быть в этой ситуации?

З. Кондрашов:  Хороший вопрос! Становиться конкурентоспособным и выходить на мировые рынки. Государственные меры поддержки — это, конечно, хорошо, но все это временная помощь, которая дана для укрепления и развития отрасли. Мы должны воспользоваться таким благоприятным периодом, чтобы окрепнуть и создать сильную основу, на базе которой наши разработки смогут достойно конкурировать с мировыми аналогами.

RU: Каковы, на ваш взгляд, основные драйверы развития мирового рынка электроники, есть ли в этом смысле у российского рынка своя специфика и возможно ли создать для нашей продукции спрос на глобальном рынке?

З. Кондрашов:  Если говорить о российской специфике рынка, на мой взгляд, она совпадает с мировыми тенденциями. Эпоха смартфонов, которые длительное время являлись драйверами, уже в прошлом. Они естественно займут свое почетное место в истории развития микроэлектронного рынка и продолжат так же активно использоваться в повседневном обиходе, но уже не будут двигателем развития.

Драйверы? На данный момент — это искусственный интеллект, новые способы обработки и хранения данных, робототехника, электромобили и персонализированная медицина, цифровизация всего и вся, которая в свою очередь рождает большой спрос на полупроводники.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4728 s
queries: 227 (0.0470 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.